Необходимо внедрение новых механизмов по снижению ставки для инфраструктурных проектов
Объем внебюджетного финансирования инфраструктурных проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнерства (ГЧП), до 2030 года составит 3 трлн рублей. Об этом в ходе дискуссии «Развитие инфраструктуры как доминанта евразийской интеграции» на Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2024) сказал первый вице-президент АО «Газпромбанк» Алексей Чичканов.
«Мы посчитали объем внебюджетного финансирования инфраструктурных проектов, реализуемых по классическому государственно-частному партнерству, без учета инвестиционных программ монополий. Чисто внебюджетное финансирование в год составляет примерно 0,5 трлн рублей. То есть до 2030 года внебюджетное финансирование составит примерно 3 трлн рублей, причем по самым таким консервативным оценкам», — сказал Алексей Чичканов.
По его мнению, в сложившихся условиях высокой ключевой ставки надо создавать новые механизмы поддержки частных инвестиций в инфраструктурные проекты, чтобы эти ставки снизить. И такие механизмы уже есть.
Алексей Чичканов считает, что снизить ставки можно благодаря льготному фондированию Центробанка, а не через субсидии. «Сами проекты очень хорошо упакованы по концессионным соглашениям, с прямым соглашением, с залогом прав, и так далее, то есть с минимальным риском невозврата кредитов. «Если бы мы могли получать специальное фондирование Центробанка, уменьшая размер ставки до приемлемого для инфраструктурных проектов, например до 7%, мы получали бы до 20% экономии в стоимости финансирования. Это триллионы рублей в инфраструктуру», — пояснил Алексей Чичканов.
По его словам, Центробанк против такого механизма, так как считает, что это будет способствовать ускорению инфляции. «Но мы абсолютно уверены, что инфляция таким образом не разгоняется. Вместе с банками на площадке РСПП и Ассоциации инфраструктурных аудиторов, мы презентуем выводы, основанные на математическом анализе вложений в инфраструктуру. Вывод следующий: инфляция от этих инвестиций увеличивается минимально и снижается в момент введения в эксплуатацию этих проектов, потому что эти проекты начинают давать возможности для нового производства и для ускорения экономического роста на территориях, которые связывает эта логистика. Поэтому инструменты, которые, на наш взгляд, могут сократить дефицит финансирования инфраструктуры, есть. Их надо обсуждать. И они точно не потребуют дополнительного финансирования из федерального бюджета» — отметил Алексей Чичканов.