1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Алексей Лихачев: Страховщиком инфраструктурных рисков в акватории СМП должно быть государство

5 сентября 2024   11:29

Алексей Лихачев: Страховщиком инфраструктурных рисков в акватории СМП должно быть государство

При этом важна доходность всех видов деятельности на Севморпути

Фото с сайта Росатома

Генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев отметил важность доходности всех видов деятельности в акватории Северного морского пути (Севморпуть, СМП), несмотря на государственные гарантии в отношении инфраструктурных рисков. Об этом он заявил в ходе заседания Совета участников судоходства по СМП в рамках деловой программы ВЭФ-2024, сообщает пресс-служба Росатома.

«Круглогодичные маршруты в восточном направлении должны стать не мобилизационными, когда мы гордимся, что решаем нерешаемые проблемы, а, в хорошем смысле слова, рутиной. Конечно, в этом смысле и принцип распределения ледоколов с учетом роста их количества (а мы будем продолжать их строить), и финансовая модель, и экономическая структура, и распределение финансовой нагрузки на все компоненты этой работы — все это точно требует совместного обсуждения. Конечно, гарантом, страховщиком инфраструктурных рисков должно быть государство, но, несмотря на эту страховку, мы с вами должны четко понимать доходность всех видов деятельности в акватории СМП».

По словам председателя Совета Сергея Франка, сохраняется существенная позитивная динамика развития Севморпути. Он также выразил уверенность, что РФ продолжит развивать СМП в качестве основного национального транспортного коридора, необходимого для успешной реализации российских проектов в Арктике. При этом Сергей Франк отметил, что возможности этой трассы открыты для мира, «ее развитие внесет значительный вклад в повышение стабильности и эффективности глобальной логистической системы, и мы приветствуем все более активное участие наших зарубежных партнеров в работе Совета».

В рамках обсуждения вопросов российско-китайского сотрудничества рассмотрена повестка созданной в рамках Российско-китайской межправительственной комиссии подкомиссии по развитию Севморпути. Участники Совета отметили важность укрепления двусторонних отношений в сфере логистики (с использованием СМП) на примере контейнерной линии между портами двух стран.

«Перевод вопроса Северного морского пути в отдельный межправительственный формат, в отдельную подкомиссию, это действительно признание того, что вопрос имеет большой потенциал для развития между нашими странами и требует особой координации. Транзитный грузопоток через СМП растет и основной транзит идет между российскими северо-западными портами и китайскими портами. Сейчас это практически основной маршрут для транзита. И если раньше мы расставляли атомные ледоколы в основном в зимне-весеннюю навигацию, то сейчас уже второй год атомные ледоколы работают и летом», — отметил представитель госкорпорации «Росатом» по вопросам развитии Арктики Владимир Панов.

Участники Совета также подвели предварительные итоги по результатам навигации в акватории СМП с 1 января 2024 года, рассмотрели вопросы комплексного подхода к безопасности судоходства по СМП и текущей обстановки на трассах и в акватории Северного морского пути.

Как отметил гендиректор «ГлавСевморпути» Сергей Зыбко, прошедшая зимне-весенняя навигация завершена успешно, выполнены все планы грузоперевозчиков. «Что касается летне-осенней навигации, то ледовая обстановка в этом году была непростая: в начале июля в Карском море, а в Восточно-Сибирском и Чукотском — и по сей день сохраняется сплоченный лед. Скорее всего, он будет способствовать ускоренному замерзанию морей в осенний период. Тем не менее нам удалось выполнить проводку двух земснарядов под флагом КНР с востока в Обскую губу для работ по дноуглублению», — сказал эксперт.

Совет участников судоходства по СМП был сформирован по итогам совещания у президента России по вопросам развития Арктической зоны РФ, прошедшего в апреле 2022 года. На заседаниях Совета рассматриваются предложения в план мероприятий, направленный на повышение безопасности мореплавания в акватории Севморпути и повышение конкурентоспособности российского арктического судостроения.