Для решения задач по развитию отрасли нужно создать эффективную систему подготовки специалистов
Потребность судостроительной промышленности в кадрах оценивается на уровне 9 тыс. человек в год. На период до 2034 года, по оценкам Минпромторга России, необходимо подготовить более 80 тыс. специалистов. Об этом заявил помощник президента, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев в ходе выездного совещания с руководителями органов государственной власти и организаций, передает корреспондент ИАА «ПортНьюс».
При этом данные цифры не в полной мере учитывают потребность в кадрах для новых предприятий, которые планируется построить в перспективе.
По словам Николая Патрушева, наиболее востребованными специальностями сегодня являются инженеры-конструкторы, инженеры по пусконаладке оборудования, слесари различных профессий, судовые сварщики, токари. Для развития кораблестроения и гражданского судостроения необходимо создать эффективную систему подготовки кадров, подчеркнул он.
Одна из причин нехватки кадров — отсутствие межведомственного взаимодействия при формировании потребности в конкретных специалистах. По информации Минобрнауки России, кадровый заказ на подготовку инженеров формируется в основном самим министерством, региональными органами власти и университетами.
«Другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти проявляют инертность в этой работе. В результате предприятия промышленности зачастую испытывают нехватку наиболее востребованных специалистов. Даже выделение в полном объеме необходимых бюджетных мест не позволит кардинально изменить сложившуюся ситуацию», — считает помощник президента.
Так, в 2024 году по программам инженерного профиля было выделено более 195 тыс. бюджетных мест. Однако количество потенциальных абитуриентов оказалось значительно ниже. При этом технические вузы сталкиваются с нехваткой выпускников школ, сдающих единый государственный экзамен (ЕГЭ) по физике. Если в 2019 году таких выпускников было 150 тыс. человек, то в 2024 году — 91 тыс. (данные Федерального института педагогических измерений).
Другая существенная проблема — качество подготовки специалистов. По мнению работодателей, полученные выпускниками судостроительных вузов знания и навыки не в полной мере соответствуют их предстоящей профессиональной деятельности на предприятиях и в конструкторских бюро.
«Для качественной подготовки инженеров для судостроения и смежных отраслей необходимо активнее внедрять программы специалитета. В этом случае студент получит необходимый объем знаний по фундаментальным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам в сочетании с навыками, приобретенными в ходе производственных практик на предприятиях», — добавил Николай Патрушев.