Транспортировку грузов в транскаспийском направлении планируется увеличить в 5 раз до 2028 года
Грузооборот портов Актау и Курык (Казахстан) по итогам 2024 года планируется на уровне около 8 млн тонн, в том числе грузоперевалка по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ, «Средний коридор») ожидается в 4,2 млн тонн. Такие данные озвучил заместитель председателя комитета железнодорожного и водного транспорта Минтранса республики Касым Тлепов, сообщает служба центральных коммуникаций (СЦК) при президенте Казахстана.
Как сообщало ИАА «ПортНьюс», по итогам 2023 года грузооборот портов Актау и Курык по «Среднему коридору» вырос в 1,86 раза — до 2,8 млн тонн. Таким образом, в этом году показатель можно возрасти еще в 1,5 раза.
По словам Касыма Тлепова, за январь-июль 2024 года через морпорты страны перевалено около 4,2 млн тонн (на уровне аналогичного периода прошлого года). При этом грузоперевозки по ТМТМ увеличились на 63% — до 2,5 млн тонн. Более чем в 14 раз отмечается рост китайского транзита.
«Наравне с экспортом и транзитом отмечается рост на 50% и импортного грузопотока. Это в свою очередь показывает заинтересованность европейских компаний в маршруте ТМТМ. Данному фактору способствовали принятые за последние годы комплексные меры по развитию ТМТМ. В текущем году ратифицированы два соглашения с китайской стороной, открыт казахстанский терминал в Сиане. Приняты меры по упрощению таможенных процедур при пересечении границы, с китайской стороной проработано предоставление субсидий для своих экспортеров», — сообщил представитель Минтранса.
Он напомнил, что для увеличения транспортировки грузов в транскаспийском направлении в 5 раз принят Комплексный план развития морской инфраструктуры до 2028 года. Он предусматривает создание дополнительных контейнерных терминальных мощностей в порту Актау, четырех новых терминалов в порту Курык, дноуглубление акваторий, модернизацию причалов и обновление перегрузочной техники. Ожидается увеличение пропускной способности перевалки контейнеров в 3 раза; увеличение транзитных грузоперевозок в 2 раза; снижение времени обработки судов и оформления грузов в портах в 1,5 раза.
Как сообщало ранее ИАА «ПортНьюс», общий размер инвестиций в развитие терминалов Актау и Курык составит около $618 млн.
Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ, международное название — «Средний коридор») связывает Китай и страны Центральной Азии с Европой через Каспий, страны Южного Кавказа и Турцию.