В ближайшие годы необходимо решить вопрос с грузовой базой и загрузкой судов в обе стороны
Субсидирование государством рейсов по Северному морскому пути (СМП) должно сохраниться в ближайшие 10-15 лет. Такое мнение в ходе II форума «Арктика ‒ Регионы» высказал губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, передает корреспондент ИАА «ПортНьюс».
«Сегодня, когда мы только начинаем раскатку Северного морского пути, к нему надо относиться как к большой государственной задаче, носящей в первую очередь социально-экономический характер. И на сегодняшнем этапе нам нужны и проводка, и субсидирование рейсов. Но это связано с небольшими объемами грузов, с тем, что у нас нет достаточного флота судов такого хорошего арктического класса. И в-третьих, это связано с тем, что сегодня нам требуются увеличенные расходы на строительство портовой инфраструктуры для того, чтобы потенциал Северного морского пути реализовывался на 100%. Поэтому я считаю, что в ближайшие 10-15 лет нам надо рассчитывать на то, что субсидирование и поддержка государства должна сохраняться. Но при этом понятно, что при увеличении объема эта модель должна сходиться в ноль, а дальше выходить на чистую прибыль», — сказал глава региона.
Он также отметил, что основная задача, которую необходимо решить сейчас, — это равномерная загрузка рейсов в обе стороны, поскольку в данный момент есть сильный перекос торгового баланса с Китаем.
С мнением, что пока идет раскатка данных маршрутов, государству придется их субсидировать, согласен и первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.
«Чем выше загрузка, тем ниже наш объем субсидий. Мы по большому счету субсидируем недозагрузку судна. Поэтому при том же объеме денег, если раньше у нас было две «электрички» (два рейса — прим. ред.), то в этом году мы запускаем три «электрички». Растущий спрос снижает объем субсидий, и это позволяет запускать дополнительный маршрут... Когда мы раскатаем этот маршрут, и из Архангельска появится уже устойчивая логистическая связь до Владивостока или Находки, появится грузовая база, то на эти маршруты встанут уже коммерческие суда, которые будут выполнять рейсы вне рамок субсидий. Поэтому самое главное нам сейчас — создать устойчивую грузовую базу», — пояснил Гаджимагомед Гусейнов.
Как сообщал «ПортНьюс» ранее, программа субсидирования арктических каботажных перевозок между портами Северо-Запада и Дальнего Востока стартовала в 2022 году. За первый год было выполнено два круговых рейса, в 2023 году — три. В прошлом году в список портов субсидируемых рейсов были включены: Большой порт Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск, Диксон, Тикси, Певек, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Восточный, Находка, Владивосток. В 2024 году в перечень были добавлены Сабетта, Корсаков и Дудинка. В общей сложности до 2035 года на субсидирование перевозок, в соответствии с планом развития Севморпути, правительство РФ направит более 7,8 млрд рублей.
Первый в 2024 году каботажный рейс по Севморпути отправился из Архангельска 28 июля. Загрузка рейса составляет 100%: на борту судна находится около 6 тыс. тонн грузов.