Совместный информационный проект ИАА «ПортНьюс» и Института проблем естественных монополий (ИПЕМ)
Российские порты замедлили негативную динамику грузооборота. Во втором квартале 2024 года перевалка грузов в российских морских портах сократилась на 1,5% к аналогичному периоду 2023 года. Напомним, что за первый квартал текущего года снижение показателя составило 3,1%. Спад в перевалке относительно аналогичного периода предыдущего года наблюдается третий квартал подряд.
Наиболее значимый спад перевалки наблюдался для черных металлов (-20,7%). Основными факторами этого спада стали ужесточение санкционного режима со стороны Евросоюза и Великобритании и снижение цен на металлопродукцию в Китае.
Существенный спад перевалки также был характерен для угля (-7,9% ко второму кварталу 2023 года). Основной причиной, сдерживающей экспорт угля, являются инфраструктурные ограничения, в том числе ограниченная провозная способность Восточного полигона и подходов к портам Азово-Черноморского бассейна. Хотя в целом перевалка угля в Дальневосточном бассейне выросла на 4,5%, перевалка через терминалы Ванино-Совгаванского узла сократилась на 20% (в связи с активной фазой работ по развитию железнодорожной инфраструктуры на 20% сокращены объемы перевозок угля железнодорожным транспортом). Дополнительным ограничивающим фактором является действие экспортной пошлины (действовала в апреле 2024 года для всех видов каменного угля и антрацита, с мая сохраняется только для коксующегося угля). В результате снижения мировых цен на уголь некоторые транспортные маршруты оказываются невыгодными для экспорта угля. Например, особенно сильно в втором квартале 2024 года сократилась перевалка в Азово Черноморском бассейне, где крупнейшим терминалом является Таманский терминал навалочных грузов, применительно к которому сохраняется полемика между угольными компаниями и стивидором по поводу ставок.
Впервые с 2024 года произошел спад перевалки нефти (-3,6%). Одной из возможных причин может быть выполнение обязательств в рамках соглашения ОПЕК+. Кроме того, сказывается и понижение прогноза по общемировому спросу на нефть на II квартал 2024 года. Так, спрос на нефть в Китае снизился в последние месяцы из-за более медленного, чем прогнозировалось, возврата некоторых НПЗ после сезонного планового технического обслуживания, а также сокращения закупок у ключевых поставщиков. Отражая это изменение, количество супертанкеров, следующих в Китай, упало до самого низкого за последние два года уровня.
По итогам квартала небольшой рост перевалки наблюдался для сжиженных газов (+1,8%), руд (+1,8%), нефтепродуктов (+3,7%). По сжиженным газам рост отгрузки СПГ на одних терминалах компенсировался спадом (вероятно, в связи с ремонтными работами) на других. Росту отгрузки с проекта «Арктик СПГ 2» препятствуют многочисленные санкции. По нефтепродуктам росту перевалки способствовали переориентация экспортных поставок в страны, не вводившие ограничений на импорт российской продукции.
Существенный рост перевалки обеспечили зерновые грузы (+8,2%), грузы в контейнерах (+10,1%) и удобрения (+19,7%). Перевалка грузов в контейнерах росла по мере развития российских и зарубежных контейнерных сервисов. На рост перевалки зерна оказало положительное влияние расширение экспортных квот. Значительное увеличение перевалки удобрений связано с развитием терминалов Балтийского бассейна («Ультрамар», Бронка, терминалы Санкт-Петербурга), в том числе за счет отгрузки белорусских удобрений, а также за счет организации перевозки удобрений группы «ФосАгро» в контейнерах с последующей перевалкой в балкеры.
Значимый прирост перевалки наблюдался в Балтийском (+9,1%) и Каспийском (+40,4%) бассейнах. В Балтийском бассейне рост связан как с восстановлением перевалки нефтепродуктов и грузов в контейнерах, так и с ростом экспорта удобрений. В Каспийском бассейне основным фактором является рост перевалки зерна.
В Дальневосточном бассейне изменение перевалки незначительно (+0,4%), а в Арктическом и Азово-Черноморском бассейнах по-прежнему наблюдался спад (-5% и -11,2% соответственно), в основном в связи с падением показателя транспортировки угля и нефти по самым протяженным маршрутам.
Перевалка контейнеров в ДФЭ во втором квартале 2024 года выросла на 11,6% к аналогичном периоду прошлого года. Продолжилось восстановление перевалки в Балтийском бассейне (+33%). Объем перевалки достиг 2/3 от пикового уровня (4 квартал 2021 года), но темпы восстановления перевалки стабильно сокращаются. Продолжается рост перевалки в Азово-Черноморском бассейне (+6,1%), хотя темпы роста также сокращаются. Впервые за последние кварталы возобновился рост перевалки контейнеров в Дальневосточном бассейне (+3,2%) на фоне сокращения количества контейнерных поездов в 2024 году по отношению к 2023 году. Также наблюдается рост в Арктическом бассейне (+17,9%). В Каспийском бассейне перевалка контейнеров по-прежнему сокращается (-42,6%).
С инфографикой можно ознакомиться по ссылке >>>>
При использовании материалов ссылка на совместный проект ИПЕМ и «ПортНьюс» обязательна.