• 18 июля 2024 08:00

    Морские порты России во втором квартале 2024 года: инфографика и аналитика

    Совместный информационный проект ИАА «ПортНьюс» и Института проблем естественных монополий (ИПЕМ)

    Российские порты замедлили негативную динамику грузооборота. Во втором квартале 2024 года перевалка грузов в российских морских портах сократилась на 1,5% к аналогичному периоду 2023 года. Напомним, что за первый квартал текущего года снижение показателя составило 3,1%. Спад в перевалке относительно аналогичного периода предыдущего года наблюдается третий квартал подряд.

    Наиболее значимый спад перевалки наблюдался для черных металлов (-20,7%). Основными факторами этого спада стали ужесточение санкционного режима со стороны Евросоюза и Великобритании и снижение цен на металлопродукцию в Китае.

    Существенный спад перевалки также был характерен для угля (-7,9% ко второму кварталу 2023 года). Основной причиной, сдерживающей экспорт угля, являются инфраструктурные ограничения, в том числе ограниченная провозная способность Восточного полигона и подходов к портам Азово-Черноморского бассейна. Хотя в целом перевалка угля в Дальневосточном бассейне выросла на 4,5%, перевалка через терминалы Ванино-Совгаванского узла сократилась на 20% (в связи с активной фазой работ по развитию железнодорожной инфраструктуры на 20% сокращены объемы перевозок угля железнодорожным транспортом). Дополнительным ограничивающим фактором является действие экспортной пошлины (действовала в апреле 2024 года для всех видов каменного угля и антрацита, с мая сохраняется только для коксующегося угля). В результате снижения мировых цен на уголь некоторые транспортные маршруты оказываются невыгодными для экспорта угля. Например, особенно сильно в втором квартале 2024 года сократилась перевалка в Азово Черноморском бассейне, где крупнейшим терминалом является Таманский терминал навалочных грузов, применительно к которому сохраняется полемика между угольными компаниями и стивидором по поводу ставок.

    Впервые с 2024 года произошел спад перевалки нефти (-3,6%). Одной из возможных причин может быть выполнение обязательств в рамках соглашения ОПЕК+. Кроме того, сказывается и понижение прогноза по общемировому спросу на нефть на II квартал 2024 года. Так, спрос на нефть в Китае снизился в последние месяцы из-за более медленного, чем прогнозировалось, возврата некоторых НПЗ после сезонного планового технического обслуживания, а также сокращения закупок у ключевых поставщиков. Отражая это изменение, количество супертанкеров, следующих в Китай, упало до самого низкого за последние два года уровня.

    По итогам квартала небольшой рост перевалки наблюдался для сжиженных газов (+1,8%), руд (+1,8%), нефтепродуктов (+3,7%). По сжиженным газам рост отгрузки СПГ на одних терминалах компенсировался спадом (вероятно, в связи с ремонтными работами) на других. Росту отгрузки с проекта «Арктик СПГ 2» препятствуют многочисленные санкции. По нефтепродуктам росту перевалки способствовали переориентация экспортных поставок в страны, не вводившие ограничений на импорт российской продукции.

    Существенный рост перевалки обеспечили зерновые грузы (+8,2%), грузы в контейнерах (+10,1%) и удобрения (+19,7%). Перевалка грузов в контейнерах росла по мере развития российских и зарубежных контейнерных сервисов. На рост перевалки зерна оказало положительное влияние расширение экспортных квот. Значительное увеличение перевалки удобрений связано с развитием терминалов Балтийского бассейна («Ультрамар», Бронка, терминалы Санкт-Петербурга), в том числе за счет отгрузки белорусских удобрений, а также за счет организации перевозки удобрений группы «ФосАгро» в контейнерах с последующей перевалкой в балкеры.

    Значимый прирост перевалки наблюдался в Балтийском (+9,1%) и Каспийском (+40,4%) бассейнах. В Балтийском бассейне рост связан как с восстановлением перевалки нефтепродуктов и грузов в контейнерах, так и с ростом экспорта удобрений. В Каспийском бассейне основным фактором является рост перевалки зерна.

    В Дальневосточном бассейне изменение перевалки незначительно (+0,4%), а в Арктическом и Азово-Черноморском бассейнах по-прежнему наблюдался спад (-5% и -11,2% соответственно), в основном в связи с падением показателя транспортировки угля и нефти по самым протяженным маршрутам.

    Перевалка контейнеров в ДФЭ во втором квартале 2024 года выросла на 11,6% к аналогичном периоду прошлого года. Продолжилось восстановление перевалки в Балтийском бассейне (+33%). Объем перевалки достиг 2/3 от пикового уровня (4 квартал 2021 года), но темпы восстановления перевалки стабильно сокращаются. Продолжается рост перевалки в Азово-Черноморском бассейне (+6,1%), хотя темпы роста также сокращаются. Впервые за последние кварталы возобновился рост перевалки контейнеров в Дальневосточном бассейне (+3,2%) на фоне сокращения количества контейнерных поездов в 2024 году по отношению к 2023 году. Также наблюдается рост в Арктическом бассейне (+17,9%). В Каспийском бассейне перевалка контейнеров по-прежнему сокращается (-42,6%).

    С инфографикой можно ознакомиться по ссылке >>>>

    При использовании материалов ссылка на совместный проект ИПЕМ и «ПортНьюс» обязательна.


30 октября 2024

19:00 Движение судов через комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений ограничат 31 октября
18:39 Роман Старовойт: Загрузка морских терминалов Дальнего Востока составляет 79%
18:21 РЖД увеличили на 70% количество прямых поездов с контейнерами в полувагонах с Дальнего Востока
18:04 В Китае новое судно норвежского перевозчика Klaveness Combination Carriers оборудуют роторными парусами
17:43 Росморпорт отказал всем участникам закупки на капремонт нефтепирса № 2 в порту Махачкала
17:12 Обязательные постановления в порту Тамань планируется изменить
16:53 Появление льда в порту Архангельск прогнозируется 11 ноября
15:44 Новые аэролодки совершили первые рейсы через Анадырский лиман (Чукотка)
15:28 Сухогрузное судно трижды подверглось атаке йеменских хуситов в Красном море
15:23 «Русагротранс» в январе-сентябре 2024 года перевез по железной дороге более 8,5 млн тонн экспортных агрогрузов
14:55 В рамках реконструкции Саратовского гидроузла завершены бетонные работы на дамбе водного стадиона
14:22 Губернатор Ростовской области поручил форсировать создание инфраструктуры для речных пассажирских перевозок
13:34 В Обязательные постановления в порту Анапа планируется внести изменения
13:13 ВАРПЭ: Интерес к предстоящим крабовым аукционам будет низким из-за повышения ключевой ставки и высокой цены лотов
13:05 Порт Мариуполь за 10 месяцев 2024 года перевалил более 230 тыс. тонн грузов
12:47 Завершено строительство буксира проекта РЕГК.125.01 «Павел Балакшин»
12:32 «Глобал Портс» увеличивает парк техники контейнерного терминала «Моби Дик» (Кронштадт)
12:13 Российский суд взыскал с немецкой Linde 670 млн евро и 30,7 млрд рублей в пользу «РусХимАльянса»
12:07 Головной танкер класса Arc7 для проекта «Арктик СПГ-2» планируется сдать в начале 2025 года
11:36 Президент РФ поручил создать условия для строительства за счет частных средств сети ключевых ТЛЦ для экспорта
11:12 Продается судоходная компания «Си Виктори» (Дальний Восток)
11:04 Партия пшеницы впервые доставлена по внутренним водным путям РФ на зерновой терминал порта Высоцк
10:41 Усовершенствован механизм предоставления налоговых льгот при проведении НИОКР
10:24 В Находкинский МТП до конца 2024 года поступят 12 единиц новой техники
10:05 Реакторная установка ПАТЭС «Академик Ломоносов» введена в работу после ремонта
09:46 Коммунальный флот Москвы за навигацию 2024 года собрал более 600 тонн мусора
09:24 Железная дорога для перевозки угля к портам Хабаровского края включена в перечень объектов с ускоренным режимом строительства
09:07 Госпортконтроль Обь-Иртышского бассейна за навигацию-2024 выявил 3938 различных нарушений
08:45 Участники Большой африканской экспедиции приступили к исследованиям в атлантической рыболовной зоне Марокко
08:22 СУДС Таганрогского залива прошла переосвидетельствование
08:00 Морские порты России в третьем квартале 2024 года: инфографика и аналитика

29 октября 2024

19:00 На терминале Asyaport (Турция) установили береговую станцию для электропитания пришвартованных судов
18:56 В Китае началось строительство двухтопливного балкера дедвейтом 210 тыс. тонн на аммиаке
18:48 Минтранс проинвентаризировал и сформировал перечень из 608 пассажирских причалов
18:39 Владимир Путин продлил до 2030 года налоговую льготу для инвесторов строительства и реконструкции ГТС
18:27 ОТЭКО выступает генеральным партнером 33-й Международной Геленджикской регаты
18:11 Подписан закон о продлении нулевых страховых взносов для членов экипажей российских судов
17:56 Минэкономразвития РФ: Танзания может стать единой точкой входа российской продукции на африканский рынок
17:37 Владимир Путин денонсировал Конвенцию о Международном совете по исследованию моря
17:32 Фрегат Северного флота «Адмирал Горшков» зашел в порт Бизерта (Тунис)
17:09 Экспорт зерна из портов Ленобласти и Петербурга за 10 месяцев 2024 года превысил 1 млн тонн
16:47 Мурманский траловый флот в январе-сентябре 2024 года снизил чистый убыток в 9 раз
16:24 Уголовное дело возбуждено после столкновения теплохода с буксиром в Астраханской области
15:59 Сергей Шойгу: Срок доставки грузов по МТК «Север — Юг» от Балтики до Индийского океана составит 14 суток
15:38 Теплоход «Капитан Сахаров» вернулся на линию СМП БалтЭкспресс после планового ремонта
15:34 Чистая прибыль Совкомфлота по РСБУ за январь‒сентябрь 2024 года сократилась в 2,8 раза
14:56 Росморпорт предпринял четвертую попытку найти подрядчика текущего ремонта Северного мола в порту Калининград
14:22 CMA CGM Group и Marsa Maroc инвестируют $280 млн в контейнерный терминал Nador West Med (Марокко)
14:13 FESCO в январе-сентябре 2024 года увеличила морские перевозки контейнеров между Китаем и Владивостоком на 15%
13:54 Пассажирские перевозки водным транспортом в Ярославской области в навигацию 2024 года выросли на 1,8%
13:39 Грузооборот всех терминалов порта Хьюстон (США) в январе‒сентябре 2024 года вырос на 4% — до 39 млн тонн
13:18 Петербургский нефтяной терминал заявил о попытке рейдерского захвата
13:17 ИМО за счет внедрения механизма постоянного мониторинга приоритизирует очередность проверок государств‒членов
13:05 На Адмиралтейских верфях заложили научно-экспедиционное судно «Иван Фролов»
12:29 Количество заходов круизных судов в Пермь в навигацию 2024 года выросло в 1,4 раза
12:08 В «Торговом порту Посьет» (Приморье) до осени 2025 года обновят внутрипортовые дороги и проезды
11:44 Инвестиции в строительство Находкинского завода минеральных удобрений достигли 65,9 млрд рублей
11:36 Грузовые перевозки по маршруту Жатай — Техтюр (Якутия) приостановлены до формирования ледового покрова
11:28 Минэнерго предложило РЖД дополнительно заключить на 2025 год соглашения о вывозе угля на Северо-Запад и Юг
09:24 ССЗ «Вымпел» отправил на ПСЗ «Янтарь» вторую партию секций для строящегося плавдока «Капитан Анатолий Ермолаев»
09:05 На сдаточную базу АСЗ во Владивостоке прибыл первый в серии малых ракетных кораблей проекта 22800 «Ржев»
08:43 Перспективные сооружения для эффективной работы и надежности рейдовых причалов представлены в журнале «Гидротехника»
08:21 РС осветил нормативно-технические и другие вопросы автоматизации судов в ходе выездной секции
08:00 Производство мягких контейнеров компанией НТП за 9 месяцев 2024 года превысило 5 тыс. штук

28 октября 2024

19:00 Восьмой Кубок морских и речных портов по мини-футболу завершился в Москве
18:36 НИС «Вильнюс» в октябре‒декабре 2024 года проведет исследования в районе архипелага Шпицберген
18:12 Южнокорейские верфи построят для тайваньской судоходной линии восемь контейнеровозов на метаноле
17:52 Земснаряд «Уренгой» до конца 2024 года уйдет в ремонт
17:16 Власти Астраханской области: Порт Оля в 2024 году выйдет на рекордный показатель перевалки в 1 млн тонн
16:56 Первое в Китае научно-исследовательское судно для глубоководных работ завершило ходовые испытания