Премьер-министр Дагестана: Товарооборот с Ираном пока реализован на 10-15%
Перспективные направления включают экспорт удобрений, лесоматериалов и агропродукции
Власти Дагестана рассматривают развитие торговых связей с Ираном как приоритетное направление, при том что сейчас потенциал товарооборота с этой страной реализован лишь на 10-15%. Об этом заявил председатель правительства республики Абдулмуслим Абдулмуслимов на круглом столе «Конкурентные преимущества Кавказа для развития международного сотрудничества с партнерами по Евразии», сообщает пресс-служба дагестанского правительства.
«Махачкалинским портом осуществляется взаимодействие с иранскими портами Астара, Энзели, Ноушехр и Амирабад. По нашим оценкам, потенциал товарооборота между Россией и Ираном реализован пока на 10-15%. Перспективные направления включают экспорт удобрений, лесоматериалов и сельскохозяйственной продукции в Иран, Ирак, Индию и другие страны Азии и Ближнего Востока, а также параллельный импорт товаров, в том числе за счет контейнерных перевозок. Протестирована логистическая цепочка контейнерных перевозок из Индии через Махачкалинский порт», — рассказал Абдулмуслим Абдулмуслимов.
Говоря о развитии транспортной инфраструктуры, он напомнил, что мощности порта Махачкала по сухогрузам составляют 3,1 млн тонн в год, нефтеналивным грузам — 7,9 млн тонн в год. В рамках развития инфраструктуры порта запланированы реконструкция причалов нефтегавани и сухогрузной гавани, завершение строительства морского таможенного пункта пропуска «Махачкала» и железнодорожного сортировочного парка (100 вагонов в сутки), техническая модернизация и перевооружение.
Абдулмуслим Абдулмуслимов сообщил, что возобновление паромных перевозок в Махачкалинском порту позволит в дальнейшем развивать перевалку контейнерных грузов, для этого уже имеются два специализированных причала общей мощностью 1,63 млн тонн в год для приема железнодорожных и автомобильных паромов.
По его данным, в 2023 году региональный товарооборот вырос на 12% — до $326,6 млн, в том числе экспорт — на 21%, до $162,7 млн, импорт — на 4%, до $163,8 млн.
«Что касается взаимной торговли со странами Прикаспия и с Республикой Беларусь, в 2023 году мы наблюдали рост совокупного товарооборота на этом направлении на 28%, с ростом экспорта на 51% и ростом импорта на 3%. Основным торговым партнером для Дагестана стал Иран ($103,3 млн.), затем идут Белоруссия, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан ($0,3 млн). На торговлю с этими государствами приходится около 52% от всего внешнеторгового оборота Дагестана ($326,6 млн)», — рассказал премьер-министр.
Махачкалинский морской торговый порт — единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии, который принимает суда длиной до 150 м и с осадкой до 4,5 м. Порт является связующим звеном транспортной системы юга России с государствами Средней Азии, Ираном, Закавказьем и другими странами региона. Инфраструктура порта включает сухогрузную гавань с перегрузочным комплексом мощностью 3 млн тонн в год, причалы для генеральных, навалочных грузов и контейнеров мощностью до 1,2 млн тонн в год, железнодорожный и автопаромный терминал мощностью 1,3 млн тонн, зерновой терминал мощностью 0,5 млн тонн в год. Грузооборот Махачкалинского морского торгового порта в 2023 году увеличился на 5,3% и составил почти 3 млн тонн.
В марте 2024 года был подписан указ «Об акционерном обществе «Север ‒ Юг», согласно которому в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал общества будут внесены 100% акций АО «Махачкалинский морской торговый порт» рыночной стоимостью 1,25 млрд рублей. Доля участия РФ в уставном капитале нового общества составит 49%, стратегического инвестора — 51%.