На утилизацию атомной плавбазы "Лепсе" в Мурманске направят 43 миллиона евро
В рамках подписанного накануне в Москве соглашения между Росатомом и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) на утилизацию плавучей технологической базы "Лепсе" будет выделено 43 млн евро.
Как сообщили "Росбалту" в Управлении атомного флота Мурманского морского пароходства, в рамках проекта планируется выгрузка хранящегося на борту судна отработавшего ядерного топлива, выгрузка и дальнейшая переработка радиоактивных отходов и дальнейший демонтаж плавтехбазы. Утилизация объекта, представляющего потенциальную угрозу всему кольскому региону, должна завершиться до 2013 года.
Отметим, "Лепсе" — бывшее судно обслуживания, использующееся сегодня как судно-хранилище ОЯТ, пришвартовано в нескольких километрах от центра Мурманска. Hа борту судна хранится 639 сборок с ОЯТ, большая часть которых была повреждена во время аварии на борту атомного ледокола "Ленин", что делает невозможным их выгрузку из хранилища штатным способом.
Утилизация плавбазы "Лепсе" включена в список девяти первоочередных проектов разработанного по заказу ЕБРР Стратегического мастер-плана комплексной утилизации АПЛ. Также учреждена Международная экспертная панель "Лепсе", целью которой является обеспечение Управляющего комитета "Лепсе" и будущих потенциальных доноров оценкой и анализом проекта TACIS "Предварительная разработка, развитие и одобрение документации для выгрузки ОЯТ/РАО из ПТБ "Лепсе" и ее дальнейшей утилизации".
На первом этапе утилизации техбазы предполагается разработка рабочей документации и подготовительные работы на предприятии "Hерпа" (Снежногорск, Мурманская обл.), на базе которого будет осуществляться утилизация судна.
В настоящее время уже утверждено ТЭО проекта, получено положительное заключение экологической экспертизы, а также в Снежногорске прошли общественные слушания, в которых приняли участие представители Северного флота, ФГУП "СевРАО", Мурманского морского пароходства (ММП), Атомфлота, компании "Актив-Конверсия", Федерального медико-биологического агентства, МЧС, а также представители областного правительства.
Напомним, проект "Комплексная утилизация плавучей технической базы "Лепсе"" осуществляется в рамках деятельности экологического партнерства "Северное измерение" (Northern Dimension Environmental Partnership — NDEP). Техническое задание по разработке комплекта проектной и организационной документации проекта разработано на основании договора TACIS. Исполнителями проектной документации ОВОС являются ГИ ВHИИПЭТ из Санкт-Петербурга, HИИПТБ "Онега" из Северодвинска и ОКБМ из Hижнего Hовгорода.
Отметим, ММП может выйти из числа участников проекта утилизации плавучей тех базы в связи с передачей атомного флота номову оператору — ФГУП "Атомфлот". На сегодня уже утвержден график мероприятий по возврату атомного ледокольного флота из доверительного управления пароходства. По информации пресс-службы Мурманского морского пароходства, в настоящее время Росимущество и Росморречфлот "принимают решение о начале работ по утилизации базы "Лепсе" в рамках существующего договора доверительного управления или в рамках хозяйственного ведения ледокольным флотом нового оператора". Между тем, именно в пароходстве еще в конце февраля был утвержден вариант безопасной утилизации плавтехбазы: извлечение пеналов с отработавшими тепловыделяющими сборками и помещение их в специальных чехлах в здание N5 "Атомфлота".
Судно "Лепсе" является одним из самых опасных ядерных и радиационных объектов Северо-Запада России. По данным международной экологической организации "Беллуна" (Bellona), всего на судне, построенном еще 1934 году, до сих пор хранится суммарно 260 кг урана (U-235), 156 продуктов деления и 8 кг делящегося радионуклида плутония (PU-239). Активность ОЯТ в хранилище в настоящее время составляет около 680 тыс. Кюри, что соизмеримо с активностью выброса при аварии на ПО "Маяк" в 1957 году. Мощность дозы гамма-излучения в помещении хранилища и в смежных с ним помещениях в сотни тысяч раз превышает природный радиационный фон.
Проект TACIS выполняется российской неправительственной организацией "Аспект-Конверсия". От лица федеральных органов исполнительной власти РФ бенефициаром проекта выступает Федеральное агентство морского и речного транспорта. От ТАСИС стиринг-комитет по проекту возглавил представитель организации NEFCO Магнус Ристедт (Magnus Rystedt). Управляющий Комитет состоит на сегодняшний день из следующих членов-доноров: Европейская Комиссия AIDCo TACIS, Министерство экономики и финансов Франции, МИД Hорвегии, Hидерландов и Корпорация североевропейских стран по финансированию природоохранных проектов (NEFCO).