Ученые саратовского вуза запатентовали модель гребного винта для арктических судов
Изделие обладает повышенной стойкостью к кавитационному, коррозионному и механическому видам разрушений
Ученые Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина (СГТУ), разработали конструкцию гребного винта с покрытием, обладающим повышенной стойкостью к кавитационному, коррозионному и механическому видам разрушений. Об этом сообщает пресс-служба вуза.
По словам научного руководителя группы исследователей д.т.н. профессора Игоря Родионова, функциональное покрытие на поверхности лопастей винта создается путем последовательной лазерной наплавки мелкодисперсных порошков оксида титана и карбида вольфрама, обеспечивающих заданный технический результат.
Отмечается, что в процессе эксплуатации рабочие элементы гребных винтов (лопасти) взаимодействуют с потоками морской и речной воды, где подвергаются кавитационной эрозии и коррозионному разрушению, а в присутствии различных твердых частиц — механическому износу. При такой работе происходит износ рабочих элементов, что в дальнейшем требует их замены. В условиях постоянного кавитационного и коррозионного воздействия и механического износа наиболее подверженными разрушениям элементами гребного винта являются поверхности лопастей. Поэтому материалы лопастей должны обладать повышенными защитными свойствами и прочностными характеристиками, обеспечивающими высокую сопротивляемость различным разрушающим воздействиям.
Особенностью работы гребных винтов и эксплуатации судов в холодных климатических условиях (в арктических широтах) при пониженных температурах является значительный износ поверхности и деформация лопастей гребных винтов при контактировании с фрагментами льда. В этих условиях происходит ускоренное разрушение конструкции винтов и повышается вероятность их выхода из строя. Поэтому данные изделия должны обладать не только высокой конструкционной прочностью, но и повышенной поверхностной прочностью. На решение этих проблем и была нацелена разработка.
«Запатентованное решение ученых СГТУ имени Гагарина Ю.А. является основой для продолжения перспективных экспериментальных исследований и практических разработок, ведущихся на базе университета для развития современной отечественной судостроительной отрасли», — говорится в сообщении.