Специализированный контейнеровоз LCO2 может быть спроектирован в соответствии с соответствующими международными нормами и предписаниями
Совместный промышленный проект по эффективной транспортировке CO2 через океан (CETO) недавно завершился выпуском отчета, в котором изложены результаты оценки технологии, проведенной в ходе исследования. Партнеры проекта, в число которых входили Equinor, Gassco, Shell, TotalEnergies и DNV, пришли к выводу, что в цепочке транспортировки CO2 судами низкого давления нет технологических препятствий, говорится в сообщении классификационного общества DNV. Проект CETO финансировался партнерами проекта и компанией Gassonova в рамках программы CLIMIT-Demo.
Для того, чтобы улавливание и хранение углерода сыграло важную роль в сокращении выбросов во всем мире, транспортировка больших объемов CO2 будет иметь жизненно важное значение. Трубопроводы будут одним из вариантов транспортировки, но в тех случаях, когда источник улавливания и места хранения не могут быть легко соединены, решающее значение будет иметь перевозка на судах. Для достижения масштаба, необходимого для коммерческой рентабельности, судовые решения с низким давлением (приблизительно 7 бар при температуре -49°C) рассматриваются как привлекательная альтернатива.
Партнеры по проекту изучили фундаментальные аспекты цепочки создания добавленной стоимости при транспортировке CO2 судами. Были проанализированы производство жидкого CO2, характеристики и примеси в жидком CO2, которые могут повлиять на транспортировку, концепция установки, обработка груза, а также базовая конструкция резервуара для жидкого CO2 объемом 30 000 куб. м.
CETO продемонстрировала, что транспортировка CO2 в условиях низкого давления осуществима и что технология готова к первому использованию. Что касается конструкции судна, то проведенная работа показывает, что специализированный контейнеровоз LCO2 может быть спроектирован в соответствии с соответствующими международными нормами и предписаниями, включая кодекс IMO IGC и судовые правила DNV для обеспечения глобальной прочности и остойчивости. Тестовая кампания на опытной установке среднего масштаба продемонстрировала, что погрузочно-разгрузочные работы в диапазоне от 6 до 9 бар могут осуществляться без образования сухого льда.
Наконец, была проведена сравнительная оценка точности и пригодности инструментов моделирования процессов проектирования, которая хорошо согласуется с результатами экспериментальных испытаний, и были продемонстрированы преимущества динамического моделирования процессов на примере полномасштабного проектирования.
Однако существуют аспекты транспортной цепочки, которые потребуют особого внимания при разработке проекта, такие как выбор материала для грузовых танков, усталостные нагрузки и др.