• 5 июня 2008 12:23

    Ассоциация Росморречбункер обратилась с открытым письмом о запрете эксплуатации однокорпусных танкеров к Председателю Правительства РФ Владимиру Путину

    ИАА "ПортНьюс" приводит полный текст письма:

    "17 апреля 2008 года Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ (Ространснадзор) было издано указание, в соответствие с которым запрещается эксплуатация всех без исключения российских однокорпусных танкеров перевозящих тяжелую нефть (включая, мазут) дедвейтом от 600 до 5000 тонн (под данный параметр подпадает подавляющее большинство российских танкеров), в том числе и танкеров-бункеровщиков, осуществляющих бункеровку судов в акваториях российских портов. Это неизбежно приведет к тому, что российская бункеровочная отрасль в самое ближайшее время будет практически парализована, так как более 90% танкеров-бункеровщиков на сегодняшний день являются однокорпусными. Очевидно, что этот запрет негативно скажется не только на российской судоходной отрасли, но и на экономике России в целом.

    Российская Ассоциация Морских и Речных Бункеровщиков выражает самую серьезную озабоченность в отношении последствий столь непродуманного запрета на использование однокорпусных танкеров-бункеровщиков во внутренних водах Российской Федерации. Формально запрет наложен во исполнение Правила 21 Приложения I к Конвенции МАРПОЛ, к которой присоединилась Российская Федерация, запрещающего использование однокорпусных нефтеналивных судов для международной перевозки нефти тяжелых сортов (включая, мазут), при этом, в соответствие с пунктом 7.1 указанного Правила, решение вопроса о использовании таких судов в их внутренних водах остается на усмотрение государств-участников конвенции. Однако, реальным поводом к введению данного запрета послужили прошлогодние трагические события в Керченском проливе, когда в результате кораблекрушения во время шторма произошел разлив нескольких тысяч тонн мазута. Остается только догадываться, почему именно указанные события послужили поводом к введению такого жесткого запрета, ведь в этом кораблекрушении погибло четыре судна, только одно из которых, являлось нефтеналивным и использовалось для перевозки мазута (т.е. подпадало под действие Правила 21 Приложения I к Конвенции МАРПОЛ), при этом, примечательно, что это судно, как раз и было двухкорпусным (проект «Волгонефть»), что, к сожалению, не предотвратило трагический исход. Приведенный факт, лишний раз подтверждает вывод экспертов о том, что трагические события в Керченском проливе явились следствием сочетания беспрецедентно тяжелого для данной акватории шторма и недостаточно профессиональных действий должностных лиц, как в море, так и на берегу, от которых зависела безопасность эксплуатации судов.

    Следует также учитывать, что на сегодняшний день в соответствии со статистикой разливов нефти и нефтепродуктов основной причиной всех зафиксированных нефтеразливов является, так называемый, человеческий фактор, а не конструкционные особенности танкеров, и уменьшить его воздействие на свою повседневную деятельность бункеровочные компании стремятся за счет повышенного внимания к подбору и подготовке сотрудников, разработке регламентов работ и четкого контроля над соблюдением всех правил безопасности. При этом танкеры-бункеровщики эксплуатируются в акваториях портов, а судовладельцы и судовой персонал имеют достаточный опыт и знания для работы в этой ограниченной акватории. Кроме того, в настоящий момент все бункеровочные компании, осуществляющие деятельность в российских морских и речных портах, в обязательном порядке имеют разработанные планы ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов (ЛАРН), реально обеспеченные специальными силами и средствами, находящимися в режиме постоянной готовности к ликвидации аварий. В тоже время, в случае возникновения аварийных ситуаций, с угрозой разлива нефтепродуктов, специализированные аттестованные Ространснадзором аварийно - спасательные формирования, базирующиеся в портовых зонах, способны развернуть необходимые силы и средства в самые кратчайшие сроки. Администрациями портов, совместно с судовладельцами и фрахтователями танкеров-бункеровщиков, постоянно проводятся мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций с разливом нефтепродуктов.


    Таким образом, действующие на сегодняшний день требования к экологической безопасности для российской бункеровочной отрасли гораздо жестче, чем где-либо в мире.

    Ввод вышеуказанного запрета, между тем, приведет к фактически полной остановке российской бункеровочной отрасли, которая является одним из важнейших сегментов международного сервиса по обслуживанию судов, осуществляющих торговое мореплавание. В настоящее время объем продаж судового топлива в портах России ориентировочно составляет 6 млн. тонн в год, а оборот ориентировочно 75 млрд. рублей в год. Рост российского рынка оказания услуг по бункеровке судов составляет не менее 5-10 % в год, а с учетом активного развития морских портов России, появления новых терминалов и увеличения грузооборота, в перспективе рост данного рынка может происходить еще более активными темпами.

    Российские бункеровочные компании, осуществляя снабжение судов заходящих в российские порты, с соблюдением всех мировых стандартов качества предоставляемых услуг, всеми видами судовых топлив, но по более конкурентоспособной цене, чем в ближайших иностранных портах, не только способствуют росту привлекательности российских портов, но и оказывают отечественному судоходству, российским импортерам и экспортерам, а следовательно, экономике России в целом весомую помощь и поддержку. При этом, одним из главных конкурентных преимуществ российских бункеровщиков являются более низкие по сравнению с конкурентами цены на бункерное топливо, доля которого в стоимости фрахта составляет ориентировочно 70 %.

    Все это, конечно, не может не волновать конкурирующих с российскими бункеровочными компаниями их турецких, украинских, прибалтийских и европейских коллег, неизбежно теряющих объем обслуживаемого судозахода в своих портах.

    Таким образом, запрет на эксплуатацию однокорпусных танкеров-бункеровщиков в российских портах в самом ближайшем будущем неизбежно приведет, как к потере российскими бункеровочными компаниями завоеванных в конкурентной борьбе позиций и получению неконкурентных преимуществ бункеровочными компаниями соседних стран, так и к резкому падению привлекательности российских портов. Напротив, привлекательность соседних портов Турции, Украины, стран Балтии и Европы значительно повысится. Кроме того, стоимость бункерного топлива для российских судов осуществляющих как внутренние, так и международные перевозки неизбежно значительно вырастет. А, это в свою очередь, означает, что меры, принятые государственными органами РФ, от которых зависит введение вышеуказанного запрета, фактически, оказываются направленными на поддержку экономики других стран.

    С учетом вышеизложенного, следует дополнительно отметить, что от Российской Федерации вовсе не требуется идти на такие необоснованные жертвы, во исполнение требований Конвенции МАРПОЛ, так как требования Правила 21 Приложения 1 к Конвенции МАРПОЛ распространяются, прежде всего, на нефтеналивные суда, совершающие международные рейсы. Ограничение использования однокорпусных судов для перевозок во внутренних водах государства-участника Конвенции МАРПОЛ, в соответствие с пунктом 7.1 указанного Правила, относится исключительно к компетенции государственных властей стран, присоединившихся к указанной конвенции. Правом не вводить подобный запрет воспользовались, например, Италия, Греция и другие страны Европы, что продиктовано, прежде всего, защитой ими своих национальных экономических интересов и экономических интересов своих налогоплательщиков.

    При этом, сами по себе требования Правила 21 Приложения I к Конвенции МАРПОЛ непосредственно к конструкционным особенностям двухкорпусных судов являются очень жесткими в части минимально возможного межбортного и междонного расстояния. Так, например, все российские нефтеналивные суда-перевозчики типа «Волгонефть», являясь двухкорпусными, не соответствуют требованиям правила 21 Приложения I к Конвенции МАРПОЛ, в части минимально возможного междонного расстояния, не соответствуют этим требованиям и подавляющее большинство иных типов российских танкеров. А между тем, именно танкеры типа «Волгонефть» являются основным российским транспортным средством для перевозки нефти тяжелых сортов (включая мазут), а значит, запрет на их эксплуатацию приведет к срыву экспортной программы по вывозу нефти и нефтепродуктов за пределы Российской Федерации.

    Еще одним неизбежным последствием введения вышеуказанного запрета будет являться срыв программы северного завоза горючего, так как все поставки топочного мазута выполняются только однокорпусными судами, а это в свою очередь приведет к отсутствию тепла для жителей северных территорий.

    С учетом вышеизложенного, очевидно, что непродуманное введение указанного запрета грозит неизбежными системными сбоями в работе не только российской бункеровочной отрасли и российских портов, но и во всех отраслях в той или иной степени связанных с морскими и речными перевозками нефти и нефтепродуктов во внутренних водах Российской федерации, а следовательно такой запрет способен повлечь в самом ближайшем будущем комплексное негативное воздействие на всю экономику России в целом и существенное снижение темпов её роста.

    В тоже время, очевиден масштаб данной проблемы требующей государственного подхода к её решению, так если государство ставит, все-таки, задачу в среднесрочной и долгосрочной перспективе привести весь российский танкерный флот в строгое соответствие с требованиями вышеуказанного Правила Конвенции МАРПОЛ, а не просто уничтожить его, то необходима соответствующая государственная программа, которая была бы тесно увязана с уже существующей и реализуемой программой по подъему российского судостроения и судоремонта. И уж, конечно, при решении данной проблемы не обойтись без моратория на действие вышеуказанного Правила Конвенции МАРПОЛ в отношении российского танкерного флота используемого во внутренних российских водах, в соответствии с содержащимся в нем пунктом 7.1, на срок, который будет определен исходя из реальных возможностей российских судостроительных заводов. В противном случае серьезные российские инвестиции, вместо того чтобы поднимать российскую судостроительную отрасль, в очередной раз будут работать за пределами России.

    При этом российские бункеровочные компании понимают необходимость и, в конечном счете, экономическую целесообразность обновления бункеровочного флота и готовы вкладывать в это деньги, однако, это должно происходить постепенно. Обновление бункеровочного флота, по мнению участников рынка, при самом оптимистичном прогнозе займет от трех до пяти лет. При этом бункеровочные компании готовы размещать заказы на российских судостроительных верфях, но свободных мощностей на судостроительных предприятиях, способных квалифицированно выполнить такие заказы, в настоящее время нет.

    Между тем, Министерство транспорта РФ заблаговременно не уведомило о введении требований по наличию двойного корпуса на танкерах-бункеровщиках, работающих в акваториях российских портов. Эти планы были оглашены только после кораблекрушений в Керченском проливе и моментально вызвали значительный резонанс в судоходном бизнесе в целом. При этом, непосредственно перед введением вышеуказанного запрета Министерством транспорта РФ, через морские администрации портов, была собрана исчерпывающая информация о соотношении количества однокорпусных и двухкорпусных танкеров-бункеровщиков, работающих в российских портах, из которой однозначно следовало, что более 90% танкеров-бункеровщиков, работающих в российских портах являются однокорпусными, причем, руководители морских администраций портов с предоставлением данной информации докладывали о невозможности, при введении запрета на эксплуатацию однокорпусных танкеров-бункеровщиков, осуществлять услуги по бункеровке судов во вверенных им портах.
    В заключение, хочется отметить, что в ответ на неоднократные обращения Российской Ассоциации Морских и Речных Бункеровщиков в ведомства, от которых в той или иной степени зависит решение указанной проблемы, из Министерства транспорта РФ было получено письмо (исх. № АМ-22/3528 от 13.05.2008г) с приложением к нему, в котором наряду с тем, что подтверждается право государства-участника Конвенции МАРПОЛ освободить от действия Правила 21 Приложения 1 к конвенции танкеры от 600 тонн и более, сообщается, что «…разрешение на эксплуатацию однокорпусных нефтяных танкеров дедвейтом от 600 до 5000 тонн, перевозящих в качестве груза нефть тяжелых сортов, будет выдаваться в исключительных случаях и отдельно для каждого судна по результатам рассмотрения технического состояния судна и дополнительных мер по обеспечению безопасности мореплавания и защиты морской среды, информации о районе в котором будет эксплуатироваться танкер, планируемой замене нефтяного танкера получившего освобождение, танкером отвечающим требованиям конвенции МАРПОЛ, либо его переоборудования с целью удовлетворения этим требованиям или выводе из эксплуатации кратчайшие сроки, вида деятельности, а также других требований, предусмотренных Конвенцией МАРПОЛ.».

    Очевидно, что такой «индивидуальный» подход не решит вышеуказанную проблему, и кроме того, такое решение, по нашему мнению, не соответствуют антикоррупционным требованиям, предъявляемым к подобным управленческим решениям должностных лиц государственных органов.

    Итак, с учетом вышеизложенного, мы считаем, что в целях защиты российских экономических интересов для дальнейшего обеспечения нормального судоходства в портах России и реализации планов Министерства транспорта РФ, изложенных в Стратегии развития транспорта РФ, необходимо разрешить дальнейшую эксплуатацию танкеров-бункеровщиков во внутренних водах России безо всяких ограничений, тем более, что это не будет являться нарушением обязательств Российской Федерации взятых в соответствие с Конвенцией МАРПОЛ.

    Кроме того, считаем необходимым создать при Министерстве транспорта РФ, с участием всех заинтересованных ведомств и компетентных представителей бизнеса, рабочую группу, в любой наиболее эффективной организационной форме, которая займется выработкой комплекса мероприятий, позволяющих оптимально подойти к решению вопроса безопасности в российских портах и обновления российского танкерного флота. Мы уверены, что только совместная работа с участием всех заинтересованных сторон позволит прийти к наиболее оптимальному решению этой непростой проблемы и готовы принять в ней самое активное участие.

    Совет директоров Российской Ассоциации Морских и Речных Бункеровщиков

    В Ассоциации прокомментировали ИАА "ПортНьюс" введение запрета с точки зрения международной практики:

    "Например, в Сингапуре с целью ускорение внедрения нормативов Международной морской организации (ИМО), предписывающих вывод из эксплуатации однокорпусных танкеров и судов старше 25 лет до 2015 года в 2005 была введена в действие система снижения портовых сборов для новых двухкорпусных бункеровочных танкеров. Реакция отрасли была позитивной, и по информации журнала World bunkering, в течение трех последних лет были введены в эксплуатацию 19 новых двухкорпусных танкеров. Тот же источник сообщает, что Схема снижения портовых сборов позволит бункеровщикам Сингапура сэкономить более 4,4 млн. долларов, что позволит им компенсировать затраты на двухкорпусные танкеры. И это превосходный пример гармоничных отношений между властями и бизнесом, которые стимулируют развитие отрасли, поскольку новые большие двухкорпусные танкеры-бункеровщики современной конструкции работают более эффективно, удовлетворяя жесткие требования крупных судов с сокращенным временем оборота в порту".



13 ноября 2024

09:40 НЭС «Михаил Сомов» вернулось в Архангельск из завершающего навигацию-2024 рейса
09:18 ZeroNorth и Vitol испытывают цифровое оформление бункеровочных операций в порту Роттердам
08:59 Паромные перевозки по маршруту Жатай — Техтюр (Якутия) приостановлены на период ледокольных работ
08:42 Геополитические риски поддерживают танкерный рынок
08:21 Экомониторинг подтвердил безопасность операций «ОТЭКО» в порту Тамань
08:00 MOL ожидает падения ставок фрахта на балкеры в начале 2025 года

12 ноября 2024

20:06 Объем перевалки грузов в речном порту Кимры в навигацию 2024 года вырос на 50%
19:50 Потенциал внутреннего водного транспорта в России пока полностью не реализован
19:31 Речные информационные системы планируется запустить в 2025 году в четырех бассейнах ВВП
19:22 Полноценное использование электронных навигационных карт на ВВП станет возможным с 2026 года
19:00 Российская подлодка «Уфа» покинула индонезийский порт Сурабая
18:57 Грузоперевозки по ВВП России с начала навигации 2024 года, по оперативным данным, выросли на 10%
18:54 Росморречфлот: Проект «Южной подковы» будет реализован при наличии достаточной грузовой базы
18:42 В перечень речных логистических центров России планируется включить новые порты
18:37 Церемония поднятия флагов на двух сторожевых катерах проекта КС-850 прошла в Таганроге
18:33 Практические решения по организации северного завоза будут обсуждаться 3‒4 декабря в Москве
18:15 Речные перевозки пассажиров в РФ в навигацию 2024 года выросли на 13%
18:04 Ущерб от обрыва кабеля ЛЭП буксируемым плавкраном в Башкирии оценен в 2 млн рублей
17:48 Участок ВВП от Сарапула до Воткинского гидроузла останется лимитирующим после строительства БГУ и проекта в Городце
17:35 Грузооборот морпортов России за январь‒октябрь 2024 года снизился на 3,2% — до 743 млн тонн
17:26 Усть-Лужский контейнерный терминал начал осуществлять хранение опасных грузов
17:07 Грузооборот порта Рига (Латвия) в январе-октябре 2024 года снизился на 6,6% — до 14,7 млн тонн
16:54 Выручка AD Ports Group в третьем квартале 2024 года выросла на 10% — до $1,3 млрд
16:35 Количество заходов круизных судов в Ярославской области в навигацию 2024 года увеличилось на 15%
16:19 Экипаж атомного ледокола «Урал» укомплектован спасателями-операторами БПЛА
15:58 НТК за десять месяцев 2024 года перевезла 40,8 млн тонн экспортных грузов
15:41 Из порта Мариуполь за январь‒октябрь 2024 года экспортировано 112 тыс. тонн пшеницы
15:16 Экспортные перевозки удобрений по сети РЖД за 10 месяцев 2024 года выросли на 16,5% — до 29,3 млн тонн
15:07 Губернатор: Морскую перевозку грузов в Калининградскую область обеспечивают 27 судов
14:49 Ставки фрахта на танкеры-продуктовозы в мире в октябре 2024 года менялись разнонаправленно
14:25 «Русский Уголь» в навигацию-2024 поставил 180 тыс. тонн энергоресурсов в отдаленные районы Камчатки
14:08 В Госдуму внесен законопроект о налоге на сверхприбыль для угольной и нефтегазовой отраслей
13:51 Ставки фрахта на танкеры VLCC продолжили рост в октябре 2024 года
13:32 РКО окончило технаблюдение за постройкой несамоходной баржи проекта Б260
13:13 Порт Корсаков (Сахалин) для ускорения перевалки контейнеров начал обработку морских судов ночью
12:56 Ставки фрахта на балкеры в октябре 2024 года в целом снижались
12:34 Суда проекта 3050.1А «Стерх» и «Чибис» прошли ходовые испытания в акватории Невы
12:18 В египетском порту завершено дноуглубление участков акватории для развития Суэцкого канала
11:59 ОСК разработала универсальную платформу для арктического флота
11:29 Подписано соглашение о создании интермодального грузового терминала в морском порту Алят (Азербайджан)
11:23 Верхнеленское речное пароходство увеличило грузоперевозки в 2024 году на 14,5%
10:57 «Нева Тревел» в навигацию 2024 года перевезла в Санкт-Петербурге 1,3 млн человек — на уровне прошлого года
10:40 Правительство РФ и РЖД представят предложения по увеличению объемов вывоза контейнеров с Дальнего Востока
10:26 Зерновой терминал мощностью 1 млн тонн в год ввели в эксплуатацию в порту Курык (Казахстан)
10:11 Президент РФ поручил уточнить методику распределения дотаций регионам на северный завоз грузов
09:35 Владимир Путин поручил подготовить предложения о снижении стоимости кредитов на инвестпроекты в Арктике и ДФО
09:17 Растущий спрос Индии на ресурсы обуславливает развитие морского сообщения с Дальним Востоком России
08:56 Морская коллегия России рассмотрит вопрос о расширении возможности захода иностранных туристских судов в порты ДФО
08:38 Николай Патрушев: При создании новых верфей важно исходить из баланса интересов заказчиков и исполнителей
08:19 Мягкие многооборотные контейнеры позволяют оперативно организовать перевалку минудобрений на морском терминале
08:00 Николай Патрушев: Огромный потенциал в морской сфере имеют страны БРИКС

11 ноября 2024

19:00 Владимир Путин поручил достроить автодорогу Владивосток — Находка на условиях концессии
18:51 Николай Патрушев отметил «признаки упадка морской мощи» у Великобритании и США
18:38 Николай Патрушев: Американцы и их европейские союзники взяли курс на милитаризацию Балтийского моря
18:31 Катамараны проекта «Котлин» в навигацию 2024 года перевезли между Петербургом и Кронштадтом более 200 тыс. человек
18:12 Владимир Путин поручил увеличить грузоперевозки по Восточному полигону
17:56 Maersk Tankers установит паруса на пять своих танкеров
17:41 Москва готова потратить 3,7 млрд рублей на организацию речных пассажироперевозок в 2025 году
17:28 «ПортНьюс» предоставляет 20% скидку на размещение в Каталоге компаний портала
17:19 ВМФ России и ВМС Индонезии завершили первое совместное учение в Яванском море
16:55 Общая выручка CMA CGM за III квартал 2024 выросла на 38,5% — до $15,8 млрд
16:37 Суд изменил меру пресечения совладельцу Владморрыбпорта на заключение под стражу и объявил его в розыск
16:20 Припортовый терминал «Рускона» в Новороссийске модернизирован для хранения рефрижераторных контейнеров
15:54 Грузооборот порта Хельсинки за январь‒октябрь 2024 года увеличился на 2,5%
15:36 Инвестор строительства холодильного терминала получил статус резидента астраханской портовой ОЭЗ
15:19 В Холмске (Сахалин) начался второй этап работ по утилизации сухогруза Xing Yuan
15:03 Грузооборот порта Хамина-Котка (Финляндия) за январь-октябрь 2024 года снизился на 6,1%
14:35 Администрации четырех бассейнов ВВП получат системы «Река-СУДС» до конца октября 2026 года
14:07 Из акваторий Дальнего Востока до конца 2024 года предстоит поднять 22 затонувших судна
13:48 Hoegh Evi и SEMOP PLN создадут портовую инфраструктуру во Франции для импорта водорода в Европу