Предлагается допускать размещения балластных насосов в машинных отделениях судов при транспортировке нетоксичных и негорючих грузов
По инициативе Российского морского регистра судоходства (РС, Регистр) на рассмотрение в Комитет по защите морской среды ИМО (КЗМС, Комитет) Российской Федерацией предложены поправки к Международному кодексу постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом (Кодекса IBC). Об этом сообщает пресс-служба классификационного общества.
«В Кодексе IBC предлагается предусмотреть различия по применению ряда требований для химических грузов в зависимости от опасностей конкретного груза. Предлагаемые изменения смогли бы значительно облегчить требования, предъявляемые к российским судовладельцам», — говорится в сообщении.
Поправки предполагают значительную оптимизацию технических требований к оборудованию судов по перевозке наливных грузов, в том числе растительных масел, без компромисса безопасности таких перевозок.
Соответствующий документ (нота) Российской Федерации (MEPC 82/14) опубликован на сайте ИМО и будет рассмотрен на 82-й сессии Комитета (КЗМС 82, 30 сентября — 4 октября 2024 года) на предмет включения данной нормотворческой инициативы в двухлетнюю программу работ Комитета.
Перспективе обсуждения вопроса на высоком международном уровне предшествовала нормотворческая работа Регистра, которая началась с диалога с отечественными судовладельцами и анализа технических требований к флоту перевозчиков.
В настоящее время для судов, занятых в перевозке опасных химических грузов наливом, Кодекс IBC требует, чтобы балластные насосы или другие устройства, предназначенные для перемещения балласта из балластных танков, примыкающих к грузовым, размещались вне машинных отделений.
Как отметил заместитель начальника научно-исследовательского отдела РС Владимир Шурпяк, один из главных экспертов Регистра по международному нормотворчеству в области механических установок и систем управления балластными водами, данное требование связано с опасностью проникновения химического груза в балластные танки и проникновения опасных паров груза в машинное отделение через утечки балластной системы.
«Такое обязательное условие предполагает установку оборудования, обслуживающего балластные танки, в отдельном помещении или непосредственно в балластных танках. В МК СОЛАС аналогичного требования нет, и на нефтеналивных судах балластные насосы, как правило, размещаются в машинном отделении», — подчеркнул эксперт.
Указанное требование в значительной мере увеличивает стоимость и длительность и в целом усложняет процесс дооборудования нефтеналивного судна для перевозки растительных и животных масел, которые считаются химическим грузом и перевозка которых регулируется Кодексом IBC. При этом Кодекс IBC не делает различий по применению этих требований для различных химических грузов в зависимости от опасностей конкретного груза.
Предложения Российской Федерации, инициированные РС, предусматривают в Кодексе IBC такие различия, то есть допускать размещения балластных насосов в машинных отделениях судов при транспортировке нетоксичных и негорючих грузов или грузов с температурой вспышки более 60°C, которые не являются пожаро- или взрывоопасными.
Данная инициатива может стать полезной как для отечественных судовладельцев, так и для иностранных, считает РС.
В феврале 2024 года данный вопрос уже рассматривался на 11-й сессии Подкомитета ИМО по предупреждению загрязнения и реагированию (PPR 11). В силу его значимости и необходимости более тщательного и глобального анализа поступившего предложения Подкомитет направил инициативу на более высокий международный уровень.
Классификационное общество Российский морской регистр судоходства (РС, Регистр) ведет историю с 1913 года, работает во всех сферах морской индустрии. Основными целями РС является повышение стандартов безопасности человеческой жизни на море, безопасного плавания судов, надежной перевозки грузов на море и внутренних водных путях; разработка мер и стандартов, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды.
РС осуществляет рассмотрение технической документации, техническое наблюдение за судами в постройке и эксплуатации, выдачу документов, свидетельств и актов на суда и плавучие сооружения, а также на судовые механизмы, оборудование, устройства; обмер судов и плавучих сооружений; техническое наблюдение за выполнением положений международных конвенций; сертификацию промышленной продукции и производств, систем менеджмента качества, экологического менеджмента и управления в области охраны труда и профессиональной безопасности на соответствие требованиям международных стандартов ИСО. РС выполняет техническое наблюдение за контейнерами для генеральных грузов, изотермическими контейнерами, контейнерами-цистернами, контейнерами-платформами, офшорными контейнерами и др.