Применение цифровых двойников имеет перспективы на всех этапах жизненного цикла судна
На стадии проектирования судов цифровые двойники могут применяться для проверки и подтверждения принятых технических решений, моделирования различных условий эксплуатации конструкции или изделия. Применение цифровых двойников в сфере судостроения и судоходства стало темой докладов представителей Российского морского регистра судоходства (РС) на XXIV Всероссийской научно-практической конференции Моринтех-Практик «Информационные технологии в судостроении-2024», которая прошла в Санкт-Петербурге 19 июня 2024 года. Об этом сообщает пресс-служба классификационного общества.
На форуме выступили начальник управления научно-исследовательской деятельности и инжиниринга Алексей Захаров и старший эксперт отдела научно-исследовательской деятельности РС Максим Юрков. В частности, они отметили, что, опираясь на собственный опыт, Регистр видит преимущества и перспективы применения цифровых двойников на всех этапах жизненного цикла судна.
Как пояснили специалисты, на основе цифровой модели можно разрабатывать технологию изготовления, проводить модельные испытания взамен натурных и формировать управляющие программы для станков с ЧПУ. С помощью цифрового двойника и технологии дополненной реальности будет легко проверить соответствие изготовленного изделия модельным параметрам.
На этапе эксплуатации с помощью цифрового двойника можно прогнозировать состояние механизмов и своевременно планировать их обслуживание и замену, что позволит снизить риски отказов и повысит безопасность эксплуатации судна. Имея цифровую модель судна, информацию о его загрузке, прогнозируемых погодных условиях и трафике на пути его следования, можно формировать рекомендации по оптимизации маршрута и скорости движения. Кроме того, цифровой двойник может применяться для контроля состояния или управления физическим объектом, например, при использовании технологий автономного судовождения.
«Для полноценного эффективного и безопасного применения цифровых двойников необходимо решить ряд задач, первоочередные из которых — выработка унифицированного подхода и согласованность данных, представляемых от различных систем автоматизированного проектирования. Реализация этих решений требует участия и активного взаимодействия всех участников процесса — проектных организаций, судостроительных предприятий, изготовителей изделий, классификационного общества и судовладельцев», — подчеркнули специалисты Регистра.
Классификационное общество Российский морской регистр судоходства (РС, Регистр) ведет историю с 1913 года, работает во всех сферах морской индустрии. Основными целями РС является повышение стандартов безопасности человеческой жизни на море, безопасного плавания судов, надежной перевозки грузов на море и внутренних водных путях; разработка мер и стандартов, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды.
РС осуществляет рассмотрение технической документации, техническое наблюдение за судами в постройке и эксплуатации, выдачу документов, свидетельств и актов на суда и плавучие сооружения, а также на судовые механизмы, оборудование, устройства; обмер судов и плавучих сооружений; техническое наблюдение за выполнением положений международных конвенций; сертификацию промышленной продукции и производств, систем менеджмента качества, экологического менеджмента и управления в области охраны труда и профессиональной безопасности на соответствие требованиям международных стандартов ИСО. РС выполняет техническое наблюдение за контейнерами для генеральных грузов, изотермическими контейнерами, контейнерами-цистернами, контейнерами-платформами, офшорными контейнерами и др.