Спрос на помощь государства со стороны рыбопромысловых компаний упал
Существующие меры государственной поддержки во многом ориентированы на стимулирование судовладельцев обновлять флот. Наибольший спрос (десятки заявок) на получение помощи от государства прослеживается в сегменте строительства транспортных и пассажирских судов — в рамках компенсации затрат на уплату процентов по кредитам и платежей по лизингу, а также по программам лизинга и утилизационного гранта. Об этом заявил аналитик ФАНУ «Востокгосплан» Давид Игитханян на панельной дискуссии «Промышленная кооперация и развитие отечественных кластеров судостроения» в рамках «Морского конгресса — Дальний Восток 2024», сообщает пресс-служба учреждения.
По словам эксперта, в рыбодобывающей отрасли наблюдается другая ситуация. Если в 2021 году количество заявок от промысловых компаний на льготное кредитование в рамках утилизационного гранта и на получение субсидии на строительство судов было весьма невелико и исчислялось единицами, то в 2022-м оно уже равнялось нулю.
В свою очередь в поддержке верфей акцент делается на снижение импортозависимости и развитие сегмента судового оборудования: важно обеспечить не только его разработку, но и запуск в серийное производство.
В ходе исследовательской работы, включающей опрос представителей судостроительной, судоремонтной и связанных с ними отраслей, ФАНУ «Востокгосплан» выявило проблемы, характерные для основных участников рынка. Среди них отсутствие серийных заказов и стабильной загрузки производственных мощностей. Наблюдается сезонная загруженность предприятий, высок уровень морального и физического износа основных фондов. Нет комплектующих для производственного оборудования. Накопились проблемы, связанные с невыполнением контрактных обязательств со стороны поставщиков и сторонних организаций-контрагентов. Можно отметить недостаточно эффективное взаимодействие проектировщиков компонентов и производителей. Негативно сказывается на отрасли низкий объем упреждающих исследований и закладка проектов с устаревшими технологическими решениями. Не хватает квалифицированных кадров.
Совместные усилия участников отрасли в совокупности с действующими мерами господдержки позволяют минимизировать воздействие отдельных факторов из этого перечня. Например, снизить уровень износа основных фондов, загрузить производственные мощности. В решении многих проблем может сыграть роль организация судостроительного кластера и создание кооперационных цепочек.
«Важно понимать, какие проблемы поможет решить создание судостроительных кластеров, какие — нет, — подчеркнул Давид Игитханян. — Существующие сегодня в нашей стране механизмы поддержки судостроительной отрасли охватывают всех потенциальных участников кластера: поставщиков сырья, материалов, оборудования и комплектующих, научно-исследовательские и научно-образовательные организации, судостроительные заводы и верфи, а также судоремонтные предприятия, представителей сферы финансовой инфраструктуры, потребителей конечной продукции».
Более сложным видится решение ключевых проблем судостроительной и судоремонтной отраслей, обусловленных влиянием внешней среды. К их числу Востокгосплан относит: приоритет применения импортных комплектующих и оборудования; отсутствие импортных комплектующих для агрегатов, вышедших из строя во время эксплуатации; невозможность приобретения импортного оборудования и комплектующих, их технологического сопровождения; сложность и длительность таможенного оформления запасных частей, материалов и оборудования, ввозимых для ремонта; отказ зарубежных организаций от выполнения гарантийных обязательств на оборудование; необходимость осуществления затрат на подбор и эксплуатацию альтернативного оборудования.
Для решения этих проблем Давид Игитханян считает необходимым стимулировать участников отрасли снижать импортозависимость, формировать условия по обеспечению серийности производства, активизировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и внедрять их в производство.