Роль узла усиливается за счет многопрофильности и возможности круглогодичной навигации с выходом в Мировой океан
Развитие Архангельского транспортного узла будет способствовать наращиванию грузопотока по Северному морскому пути. Об этом заявил губернатор региона Александр Цыбульский, выступая с отчетом о деятельности правительства области в 2023 году.
«Северный морской путь сегодня — это главная судоходная артерия Российской Арктики и единственная океанская коммуникация, которая на всем своем протяжении проходит по территориальным водам Российской Федерации, являясь одним из важнейших элементов экономики арктических регионов. От этого и роль нашего региона в условиях санкционных ограничений, необходимости изменения логистики существенно возрастает, — сказал Александр Цыбульский. — В прошлом году мы начали серьезно работать над возможностями развития Архангельского транспортного узла. Нам необходимо еще больше использовать нашу портовую инфраструктуру, развивать ее комплексно, тем более что сегодняшние реалии позволяют делать это при серьезной стимулирующей роли государства».
Подтверждением стратегической значимости Архангельска для развития Севморпути стал утвержденный в сентябре прошлого года комплексный план развития Архангельского транспортного узла на период до 2035 года. Он включает в себя мероприятия как по развитию действующей транспортной и инженерной инфраструктуры, так и по созданию принципиально новых объектов.
Ключевым мероприятием комплексного плана развития Архангельского транспортного узла является флагманский для региона перспективный инфраструктурный проект по строительству глубоководного района морского порта Архангельск в Двинском заливе Белого моря с максимально допустимой осадкой 14,5 метра. Естественные глубины района позволят обрабатывать крупнотоннажный флот дедвейтом до 75 тысяч тонн и контейнеровместимостью 5 тыс. единиц.
По словам Александра Цыбульского, роль Архангельского транспортного узла усиливается за счет многопрофильности и возможности круглогодичной навигации с выходом в Мировой океан без пересечения территориальных вод других государств. Существующие глубины порта позволяют принимать суда с осадкой до 9,2 метра дедвейтом до 35 тысяч тонн.
«У нашего порта есть преимущество, которое позволяет осуществлять морские рейсы как по Северному морскому пути, так и через Суэцкий канал: время следования судна из Архангельска в Шанхай через Суэцкий канал составляет 53–58 дней, а по Севморпути — в два с половиной раза меньше: 20–22 дня. Это на 10 дней быстрее, чем даже из Санкт-Петербурга по СМП», — подчеркнул Александр Цыбульский.
Он напомнил, что помимо традиционных каботажных перевозок по Северному морскому пути активно развиваются и экспортные перевозки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.