Начало работы «Северного полюса-1» 21 мая 1937 года в России отмечают как День полярника
Старт экспедиции «Северный полюс-42» запланирован на сентябрь 2024 года. Об этом заявил министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов, сообщает пресс-служба Минприроды.
Александр Козлов подчеркнул, что «программы дрейфующих станций больше не зависят от непредсказуемости льда».
Работа по оборудованию первой в мире дрейфующей научной станции «Северный полюс-1» началась 21 мая 1937 года. Теперь эта дата отмечается в России как День полярника. За время работы первой экспедиции исследователи сделали ряд открытий и собрали уникальный для того времени научный материал, который впервые в истории позволил получить данные о природной среде высоких широт.
В 2013 году программу пришлось остановить из-за таяния льдов. Специалисты проанализировали и обобщили опыт предшествующих 40 экспедиций и нашли оптимальный вариант для долговременного базирования научно-исследовательских лабораторий — создать ледовую самодвижущуюся платформу «Северный полюс». Ее строительство заняло больше четырех лет. Стартовавшая в 2022 году экспедиция «Северный полюс-41» стала продолжением российского изучения Арктики. В начале мая этого года платформа завершила свой первый рейс. После 20 месяцев работы в высоких широтах Северного Ледовитого океана полярники прибыли в порт Мурманск.
По словам начальника экспедиции «Северный полюс-41», руководителя отдела Океанологии Арктического и антарктического научно-исследовательского института Кирилла Фильчука, за период работы станции выполнена программа из 50 направлений междисциплинарных научных исследований, включающих изучение природных компонентов Арктического региона от дна Северного ледовитого океана до стратосферы.
На сегодняшний день, полярные станции, на которых живут и работают ученые, существуют на обоих полюсах планеты. В Антарктиде действуют 10 российских станций: пять сезонных и пять круглогодичных. Для обеспечения хороших условий работы государство обновляет для них инфраструктуру.
Так, в Антарктиде в начале этого года введен в опытно-промышленную эксплуатацию новый зимовочный комплекс станции Восток. Он представляет собой модульную конструкцию из пяти блоков общей площадью более трех тысяч квадратных метров, и рассчитан на комфортное размещение до 15 человек в зимний период и до 35 человек в сезонный.
Чтобы обеспечивать российские полярные станции, доступность которых ограничена непреодолимыми льдами, завершен заключительный этап технического проектирования научно-экспедиционного судна «Иван Фролов» (НЭС). Оно будет работать во всех широтах, от Северного полюса до берегов Антарктиды. В будущем НЭС заменит флагман полярного флота научно-исследовательское судно «Академик Федоров» и будет оставаться в строю не менее 30 лет.
«Современная Россия многократно увеличивает темпы изучения полярных областей планеты. Наши ученые ведут серьезные исследования на архипелаге Шпицберген, а новый научный комплекс уникальной ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» позволяет получать на порядок больше данных об Арктике. Пять круглогодичных станций, сезонные базы, научно-исследовательские суда работают в Антарктиде. С выходом на полную мощность зимовочного комплекса станции «Восток» наши полярники смогут больше узнать о формировании земного климата, роли парниковых газов, составе атмосферы планеты в далеком прошлом», — отметил глава Минприроды Александр Козлов.