1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. ФГБУ «ГлавСевморпуть» призывает к совместному изучению ледового сжатия при судоходстве по СМП

17 мая 2024   09:02

ФГБУ «ГлавСевморпуть» призывает к совместному изучению ледового сжатия при судоходстве по СМП

Ученым надо объединить усилия для выявления факторов, влияющих на эти процессы

Ученым надо объединить усилия для выявления факторов, влияющих на процессы ледового сжатия при судоходстве по Северному морскому пути (Севморпуть, СМП). С таким предложением на II Международной научно-деловой конференции POLAR-2024 выступил генеральный директор ФГБУ «Главное управление Северного морского пути» Сергей Зыбко.

По его словам, несмотря на длительный опыт исследования Арктики и судоходства, нет полного понимания того, какие факторы влияют на сжатие при судоходстве, особенно в восточном направлении СМП.

«Например, недавно выяснилось. Один молодой ученный из МФТИ получил госпремию за работу о влиянии стоков сибирских рек на ледовый покров в Артике.  А что еще мы не знаем? Насколько влияют другие течения, рельеф дна? Как это все учесть? Надо проводить исследования. Здесь мы, Дирекция СМП, выступаем заказчиками, потому что мы должны советовать маршруты, а институты должны работать в этом направлении. Какие могут быть решения этой задачи? Это кооперация.  Давайте подумаем, какие еще факторы могут быть неучтенными, и как это сделать. Какие нам нужны инструменты, чтобы получать такие данные, как мы будем рассчитывать сжатие? От этого зависит скорость прохождения судна, особенно в восточном секторе Арктики», — сказал Сергей Зыбко.

По его словам, в свою очередь ФГБУ «ГлавСевморпуть» готово обмениваться данными — это диспетчерские сообщения с судов, информация с бортовых измерительных комплексов, температура, ветер и т.д., для того чтобы можно было проверить ледовые прогнозы. «Пока мы визуально определяем, по чтению (ледовых карт — прим. ред.) и виду районов, куда нельзя идти, что занимает не много времени у натренированного специалиста. Такие районы достаточно хорошо видны. Но то, что мы не можем увидеть и сложно просчитать — это сжатие», — пояснил Сергей Зыбко.

Как признал заместитель директора по научной работе ААНИИ Игорь Ашик: «Никакие существующие сегодня средства наблюдения не дают информации о текущем состоянии ледовых сжатий. Ни спутниковая информация, ни даже ледовые разведки, хотя они, конечно, позволяют оценить эти процессы и явления. Только непосредственные наблюдения с борта судна позволяют сказать, вот сейчас мы находимся здесь и наблюдаем сжатие такой-то силы. К сожалению, это так, но мы не стоим на месте, развиваемся». 

Международная научно-деловая конференция POLAR 2024 проходящая в Санкт-Петербурге во второй раз, посвящена 190-летию Гидрометеорологической службы России. В конференции принимают участие ученые, представители федеральных органов государственной власти, крупного бизнеса и общественных организаций, специализирующихся на работе в Арктике и Антарктике.