«Пелла» не смогла взыскать через суд убыток в 100 млн рублей после отказа от строительства ледокола для Росморпорта
Техническая готовность судна на 2023 год составляла не более 0,1%
Арбитражный суд Москвы не удовлетворил иск АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» к ФГУП «Росморпорт» о взыскании убытков на сумму 100 млн рублей. Судостроительное предприятие расценивает эту сумму как упущенную выгоду в результате отказа от строительства ледокола мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7. Однако суд не согласился с такой позицией, следует из материалов на портале «Электронное правосудие».
«В удовлетворении исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд», — сказано в решении арбитража.
Судозавод «Пелла» и Росморпорт в сентябре 2019 года заключили контракт на строительство ледокола проекта 21900М2 мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7 для обеспечения круглогодичной работы замерзающих морских портов Дальневосточного бассейна. Судостроительное предприятие обязалось передать судно не позднее 30 сентября 2024 года, строительство велось на субподрядной верфи Pella Sietas (Гамбург, Германия). Однако на стапеле были смонтированы лишь две днищевые секции, а с середины 2021 года строительные работы вовсе не выполнялись, сроки окончания этапов работ по графику были нарушены, техническая готовность судна на 2023 год составляла не более 0,1%.
В июне 2023 года «Пелла» отказалась от исполнения контракта, он считается расторгнутым с 3 июля прошлого года.
Суд указывает, что сметная прибыль в размере 100 млн рублей была включена в расчет цены контракта на строительство судна, которая является неотъемлемой частью контракта. «Однако само по себе заключение контракта не может в безусловном порядке гарантировать получение истцом прибыли в указанном размере, поскольку положительный результат производственной деятельности подрядчика не может быть гарантирован. Кроме того, истцом не учтено, что возможный доход возможен только при полном исполнении контракта», — сказано в решение.
Суд посчитал, что ввиду отсутствия вины Росморпорта в расторжении контракта и «отсутствия причинно-следственной связи между действиями ответчика, и наступления неблагоприятных последствий у истца, а также с учетом того, что обязанность по возмещению заказчиком подрядчику предполагаемой сметной прибыли при расторжении контракта по соглашению сторон не предусмотрено, основания для удовлетворения требования о взыскании упущенной выгоды в виде недополученной сметной прибыли отсутствуют».
Как передавало ИАА «ПортНьюс», в настоящее время в суде также находится иск Росморпорта к «Пелле» на сумму 533 млн рублей по спору, также связанному с невыполненными обязательствами по строительству этого ледокола мощностью 18 МВт. Также напомним, что общая стоимость контракта на строительство судна составляла 7,54 млрд рублей.