Росприроднадзор настаивал на взыскании 151 млн рублей за вред, причиненный Черному морю
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не удовлетворил жалобу Черноморско-Азовского морского управления Росприродназора, требовавшего взыскать с властей Краснодарского края более 151,1 млн рублей за ущерб, который был причинен Черному морю в результате длительного нахождения в нем затонувшего судна Roksolana 2. Таким образом, кассация оставила без изменений решение арбитражного суда Краснодарского края от 14 декабря 2023 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2024 года, следует из опубликованной резолютивной части постановления.
Ответчиком по делу являлось министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края.
Управление Росприродназора, обратившись с жалобой в кассационный суд, настаивало, что суды нижестоящих инстанций необоснованно отклонили расчет размера вреда, причиненного водному объекту. Однако арбитражный суд Северо-Кавказского округа решил, что «суды, не установив совокупности условий, необходимых для взыскания с ответчика заявленного размера вреда, правомерно отказали в удовлетворении иска».
Как сообщало ИАА «ПортНьюс» ранее, природоохранное ведомство считало, что бездействие властей региона по подъему затонувшего сухогруза Roksolana 2 стало причиной вреда, нанесенного Черному морю. При этом суды первых инстанций отметили, что в период с 2013 года по 2022 год обязанность по удалению затонувшего имущества существовала исключительно у собственника судна и администрации морского порта и не относилась к обязанности субъекта РФ, так как Минтранс региона получил необходимые полномочия по удалению затонувшего имущества только с 1 марта 2022 года. В судах Росприроднадзору не удалось доказать наличие прямой причинно-следственной связи между бездействием ответчика и установленным вредом водному объекту.
Судно Roksolana 2 (флаг Сент-Винсент и Гренадины, порт приписки Кингстон) прибыло в морской порт Новороссийск в декабре 2013 года, а с 2014 года собственник судна MED Global Logistics и судовладелец Morline Group не обеспечивали необходимое техническое состояние и безопасность сухогруза. После того как компании прекратили снабжение судна и выплаты заработной платы, экипаж покинул борт теплохода. В июле 2017 года на «Роксолане 2» произошел пожар, в результате частично или полностью выгорели помещения в надстройке судна. Сухогруз отшвартовали к причалу №1 ПАО «НМТП» морского порта Новороссийск.