Эксперт ВШЭ: Консенсус-прогноз цен на нефть в 2024-2025 годах составляет $80-90 за баррель
В качестве спикера XVII Всероссийского бункерного форума Дмитрий Грушевенко расскажет о глобальных факторах, влияющих на ценообразование
Заместитель руководителя отдела исследования энергетического комплекса мира и России ИНЭИ РАН, ведущий эксперт НИУ «Высшая школа экономики» Дмитрий Грушевенко в качестве спикера XVII Всероссийского бункерного форума расскажет о глобальных факторах, влияющих на цены на нефть и нефтепродукты в краткосрочном и долгосрочном периодах, и даст прогноз на 2025 год. Мероприятие пройдет 20-21 июня 2024 года в Санкт-Петербурге.
Цены на нефть и привязанные к ним котировки на нефтепродукты — традиционно одни из самых непредсказуемых параметров мирового энергетического рынка, бурно реагирующие на любые изменения в мировой торговле, геополитике, экономике. Практически любые события на мировой арене влияют на цены на нефть в логике балансирования спроса и предложения. Так, на шоки, ведущие к ограничению предложения (войны, перекрытия проливов, техногенные катастрофы и пр.), рынок реагирует ростом цены, на шоки, ведущие к снижению спроса (рецессии, кризисы и пр.), — снижением цен. Безусловно, текущее замедление мировой экономики, прогнозируемое МВФ и Всемирным банком, должно восприниматься рынком как сигнал к снижению спроса и будущей стоимости «черного золота». Однако на практике текущий украинский кризис, обострение ситуации на Ближнем Востоке, в Красном море, торможение межтопливного переключения с нефтепродуктов в секторах потребления и растущее в связи с ситуацией на газовом рынке переключение на мазут в генерации воспринимаются как сигналы к сокращению предложения и росту спроса, а значит и цен. Существенный вклад в формирование цен на нефть в кратко- и среднесрочной перспективе, помимо вышеперечисленных факторов, будет вносить политика ОПЕК+. Консенсус-прогноз цен на 2024-2025 годы без учета возможных реактивных изменений в мировой экономике составляет $80-90 за баррель.
На динамику цен на нефтепродукты влияет разрушение привычных логистических цепочек между Россией и странами Запада, что привело к формированию увеличенных крэк-спредов на дизельные топлива (включая судовые) и мазут, однако позволило Европе нарастить собственную переработку. В ближайшее время целесообразно ожидать сохранения повышенных дифференциалов между нефтью и ключевыми судовыми топливами на уровнях выше исторических как минимум до 2025-2026 годов, пока не будет введен целый ряд крупных новых проектов по нефтепереработке в странах АТР и Африки. Единственный вариант, при котором мировые цены ожидает резкое снижение, — разблокировка российских поставок в Европу.
Что касается далеких горизонтов прогнозирования, то при общей неопределенности относительно будущей динамики цен существуют достаточно четкие границы ценового диапазона ($50-120 за баррель), выход за которые длительностью более двух-трех лет мало реалистичен. Пересечение ценами верхней границы будет означать ускорение перехода на альтернативы нефти: рентабельными станут проекты производства СЖТ, ускорится переключение на электротранспорт, станет коммерчески привлекательным масштабное вовлечение вторичного сырья для производства пластиков, потребители будут больше экономить, и цены в конечном итоге снизятся. Выход цен за пределы нижней границы приведет к нехватке инвестиций в новые добычные проекты, неудовлетворенности бюджетных потребностей стран ОПЕК, росту спроса из-за повышения доступности нефтепродуктов. Достаточно жестким ограничением нижней границы являются затраты производителей нетрадиционной нефти, тем более что многие из них гибко реагируют на ценовую конъюнктуру.
Организатор форума — СРО «Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков». Дополнительная информация на сайте и Telegarm-канале.