Индия подпишет с Ираном 10-летнюю концессию на управление портом Чабахар
Порт должен стать транзитным узлом в рамках МТК «Север – Юг» для связи со странами СНГ
Индия подпишет соглашение с Ираном об управлении стратегическим портом Чабахар на десятилетний срок, что станет для страны уникальным случаем управления зарубежным портом. Об этом сообщает издание The Times of India.
По данным источников издания, министр портов, судоходства и водных путей Индии Сарбананда Соновал отправится 13 мая в Иран для подписания соглашения.
Индия стремится превратить иранский порт Чабахар в транзитный узел в рамках международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг» для доступа к рынку стран СНГ. Предварительное соглашение о намерениях было подписано еще в 2016 году во время визита в Иран премьер-министра Нарендра Моди. Новый 10-летний договор заменит первоначальное соглашение с ежегодным продлением, которое было подписано между Ираном, Индией и Афганистаном и распространялось только на терминал Шахид Бехешти в порту Чабахар. Для нового расширенного соглашения предусматривается автоматическое продление срока действия.
Ранее министр заявлял, что порт связывает центральноазиатский регион с рынками Южной Азии и играет важную роль в торгово-экономическом сотрудничестве. По его мнению, заключение соглашения улучшит транзитный и транспортный потенциал региона Центральной Азии и его логистическую сеть. Чиновник считает, что получение порта Чабахар в управление приведет к продвижению совместной инициативы по созданию регионального и международного транспортного коридора.
Иранский порт Чабахар расположен на Макранском побережье (в двух провинциях Систан и Белуджистан), рядом с Оманским заливом и в устье Ормузского пролива. Чабахар является единственным иранским портом, имеющим прямой выход в Индийский океан. Порт расположен недалеко от Афганистана и стран Центральной Азии, не имеющих выхода к морю.
Международный транспортный коридор «Север – Юг» — мультимодальный маршрут протяженностью 7,2 тыс. км, который свяжет Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. Он является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Западные и восточные ветки МТК проходят через Иран: западная ветка предусматривает перевозку по Ирану автомобильным транспортом через Решт, восточная — железнодорожным. Конечной точкой в Иране является порт Бендер-Аббас, из которого грузы могут доставляться в Индию морем. Западная ветка также проходит через Азербайджан, восточная — через Казахстан и Туркменистан. Кроме того, возможны прямые морские перевозки из России по Каспию в Иран. Ожидается, что к 2030 году перевозки российских грузов по МТК «Север – Юг» возрастут почти в два раза: с текущих 17 млн до 32 млн тонн.