Морские порты России в первом квартале 2024 года: инфографика и аналитика
Совместный информационный проект ИАА «ПортНьюс» и Института проблем естественных монополий (ИПЕМ)
В первом квартале 2024 года перевалка грузов в российских портах сократилась на 3,1% к аналогичному периоду 2023 года. Спад относительно аналогичного периода предыдущего года наблюдается второй квартал подряд.
Наиболее значимым стало сокращение перевалки нефтепродуктов (-16,2%). Уменьшение объемов экспорта связано с сезонным ростом внутреннего потребления на фоне ограничения производства, вызванного ремонтными работами на ряде НПЗ.
Существенный спад также был характерен для угля (-15,2% к первому кварталу 2023 году). Основной причиной, сдерживающей экспорт угля, по-прежнему являются инфраструктурные ограничения железной дороги. Дополнительным ограничивающим фактором стало падение мировых цен в течение 2023 года (наряду с возобновлением действия экспортной пошлины с марта 2024 года), в результате чего некоторые транспортные маршруты оказались невыгодными для экспорта угля.
При этом решение правительства России об отмене пошлины на вывоз энергетического угля и антрацита на период с 1 мая по 31 августа 2024 года должно поддержать предприятия угольной отрасли.
По-прежнему наблюдается спад перевалки черных металлов (-5,2%) и руд (-4,4%). По итогам квартала небольшой рост был зафиксирован для нефти (+0,7%) и сжиженных природных газов (+4,6%).
Существенное увеличение объемов перевалки показали грузы в контейнерах (+11,9%), зерно (+14,5%) и удобрения (+37,9%). Росту перевалки сжиженных природных газов способствовало повышение объемов отгрузки с Балтийских терминалов — «Криогаз-Высоцк» и «Газпром СПГ Портовая». На рост отгрузок зерна оказало положительное влияние расширение экспортных квот. Значительное увеличение перевалки удобрений связано с развитием терминалов Балтийского бассейна («Ультрамар», Бронка, терминалы Санкт-Петербурга), в том числе за счет отгрузки белорусских удобрений.
Среди бассейнов прирост перевалки наблюдался только в Каспийском (+40,4%), что связано с ростом перевалки зерна.
В Балтийском бассейне спад (-1,6%) был невелик, поскольку просадку по нефтепродуктам удалось в значительной степени компенсировать ростом отгрузок удобрений. Снижение перевалки наблюдалось в Дальневосточном (-4,8%) и Азово-Черноморском (-3,5%) бассейнах (в основном, из-за спада поставок угля), а также в Арктическом бассейне (-4,3%) — в связи с падением транспортировки угля и нефти по самым протяженным маршрутам.
Перевалка контейнеров в ДФЭ в первом квартале 2024 года выросла на 16,9%. Продолжилось восстановление перевалки в Балтийском бассейне (+97,4%) и стабильный рост в Азово-Черноморском бассейне (+7,3%). Напротив, в Дальневосточном, Арктическом и Каспийском бассейнах перевалка контейнеров сократилась (-3,5%, -6,6% и -33,2% соответственно).
С инфографикой можно ознакомиться по ссылке >>>>
При использовании материалов ссылка на совместный проект ИПЕМ и «ПортНьюс» обязательна.