Россия обратила внимание на необходимость оценки необязательного Кодекса МАНС
Комитет по упрощению формальностей Международной морской организации (ИМО, IMO) продолжает работу по совершенствованию Международной конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года (Конвенция ФАЛ) в части использования морских автономных надводных судов (МАНС). В рамках сессии комитета 8-12 апреля в штаб-квартире ИМО с участием российской делегации были обсуждены и уточнены временные рамки прикладной разработки поправок к Конвенции ФАЛ. На весну 2025 года запланировано проведение анализа необязательного Кодекса МАНС, который будет принят в ИМО в конце 2024 года. На основании анализа будут приняты решения о целесообразности разработки каких-либо поправок к Конвенции или ее интерпретаций, сообщает пресс-служба Минтранса России.
В дальнейшем, когда на смену рекомендательному Кодексу МАНС в ИМО будет принят уже обязательный инструмент, Комитет по упрощению формальностей должен провести его оценку на предмет возможного внесения дополнительных изменений в Конвенцию ФАЛ, чтобы в итоге различные инструменты ИМО имели согласованные положения в части регулирования автономного судоходства.
Российская Федерация представила на сессию два документа по тематике МАНС. В первом, совместно с Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ), обращается внимание на необходимость и сроки проведения оценки необязательного Кодекса МАНС и разработки соответствующих поправок к Конвенции ФАЛ. Это предложение, среди прочих, легло в основу соответствующего решения комитета. Во втором документе в порядке обмена опытом представлена информация о наработках в части национального законодательства по автономному судоходству.
Из других решений Комитета выделяется одобрение новой версии Сводного руководства ИМО по упрощению формальностей и электронным деловым операциям — сборника инструкций и наборов данных, которые являются основой для создания и гармонизации национальных систем получения, передачи и обмена электронной информацией в отношении оформления прихода и отхода судов.
Также было одобрено рекомендательное Руководство ИМО по резонансной тематике предотвращения и противодействия контрабанды диких животных и растений на судах, вовлеченных в международные морские перевозки.
В рамках содействия государствам в осуществлении требований Конвенции ФАЛ об обмене информацией между судном и портом в формате «единого окна» комитет одобрил ряд рекомендаций, в частности, Руководство по созданию систем портовых сообществ — цифровых платформ для обмена информацией между государственными органами и сторонами, вовлеченными в морские перевозки.