Разница между ценами на спотовом и долгосрочном рынке фрахта постепенно сглаживается
Грузоотправители откладывают заключение долгосрочных контрактов на морскую перевозку контейнерных грузов, говорится в обзоре от шведской аналитической компании Xeneta. Так, глобальный индекс контейнерного фрахта XSI® снизился на 1,8% в марте по сравнению с фефралем. При этом индекс ниже на 56% уровня марта 2023 года и на 3,9% в сравнении с декабрем 2023 года.
По мнению аналитиков Xeneta, слабое движение по индексу связано с тем, что контейнерные линии откладывают заключение долгосрочных контрактов на фоне сокращения разницы между спотовыми и долгосрочными рынками фрахта. Соответственно, грузоотправители не заинтересованы заключать долгосрочные договоры по высоким ставкам.
Поскольку перевозчики опубликовали плохие финансовые результаты за IV квартал 2023 года, они, возможно, нашли некоторое утешение в росте спотового рынка в начале 2024 года из-за сбоев, вызванных конфликтом в регионе Красного моря. К сожалению для перевозчиков, это практически не повлияло на долгосрочные тарифы, о чем свидетельствует снижение глобального XSI® на 3,9% с начала года.
Однако в ближайшие несколько месяцев могут начаться некоторые подвижки, поскольку во втором квартале вступят в силу новые контракты для европейских грузоотправителей, а также будут внесены коррективы в существующие соглашения.
В мае также вступит в силу значительное количество новых контрактов для грузоотправителей из США и истечет срок действия старых контрактов.
Одной из причин, препятствующих перевозчикам в текущих переговорах с грузоотправителями о заключении новых долгосрочных контрактов, является избыточное предложение на рынке, которое усугубляется рекордным количеством судов, выходящих на рынок. К настоящему времени, в 2024 году было поставлено 105 новых судов, что увеличило мировой флот на 665 000 TEU. Грузоотправители знают об этом и отказываются от участия в переговорах, полагая, что на рынке достаточно мощностей для удовлетворения спроса, вызванного перебоями в работе судов, такими как увеличение времени плавания из-за ситуации в Красном море или засухи на Панамском канале.