Денис Илатовский: Более трети портовых мощностей в России недозагружены
Необходима синхронизация развития портов и подходов к ним
В России продолжает расти профицит портовых мощностей. Об этом в ходе форума «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки» сообщил председатель совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Денис Илатовский. В соответствии с приведенными данными, профицит в настоящее время составляет более 35%.
«Это означает, что более трети портовых мощностей в стране недозагружены. Причем данный профицит может существенно различаться по бассейнам и видам груза», — прокомментировал глава ассоциации.
В целом по России профицит мощностей по перевалке навалочных грузов составляет 30,8%, однако по бассейнам ситуация несколько различается: в Северо-Западном бассейне он составляет 9,6%, в Азово-Черноморском — 56,3%, в Дальневосточном — 31,4%.
При этом грузовая база самого массового навалочного груза — угля и кокса, в целом по стране сохраняется на стабильно высоком уровне — более 200 млн тонн, с незначительными колебаниями. По бассейнам эти колебания более существенны и зависят от рыночной конъюнктуры.
По контейнерным грузам, в связи с изменением логистики из-за санкционных ограничений и ухода крупнейших контейнерных линий, профицит мощностей по стране составляет 49%, по бассейнам: в Северо-Западном — 74,9%, в Азово-Черноморском — 28,7%, в Дальневосточном — 16,5%.
В целом по итогам 2024 года ожидается завершение реализации семи мероприятий Комплексного плана развития магистральной инфраструктуры (КПМИ) в портовой сфере мощностью 43,88 млн тонн в год, в результате чего мощности российских морских портов составят 1,412 млрд тонн в год.
В федеральный проект «Развитие инфраструктуры опорной сети морских портов» предлагается включить ключевые инвестиционные проекты в портовой сфере, реализация которых позволит обеспечить увеличение портовых мощностей в период 2025-2030 годов более чем на 230 млн тонн в год. При этом Ассоциация морских торговых портов дополнительно направляла в Минтранс России предложения по включению в данный федеральный проект ряда инвестиционных проектов, планируемых к реализации операторами морских терминалов (инвесторами) в этот же период, суммарной мощностью более 100 млн тонн в год.
Как считают в АСОП, для достижения целей нацпроекта «Транспорт» по формированию Единой транспортной опорной сети необходимо учитывать все планы инвесторов, а также скоординировать развитие инфраструктуры различных видов транспорта в рамках утвержденных документами стратегического планирования транспортных коридоров с учетом корректного прогнозирования роста грузопотоков.
«Развитие морских портов как перегрузочных узлов в рамках нацпроекта «Транспорт» требует синхронизации с развитием сухопутных подходов к портам», — подчеркнул Денис Илатовский.