1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Александр Новак: Необходимо синхронизировать развитие СМП с другими программами

29 марта 2024   14:56

Александр Новак: Необходимо синхронизировать развитие СМП с другими программами

Зачастую грузовая база формируется в портах, не выходящих на Севморпуть

Фото с сайта правительства РФ

Необходимо синхронизировать развитие Северного морского пути (СМП) с другими программами, так как зачастую грузовая база формируется в портах, не выходящих на сам Севморпуть. Об этом заявил вице-премьер Александр Новак на совещании по развитию СМП до 2035 года. В мероприятии приняли участие представители профильных ведомств, компаний-грузоотправителей, госкорпорации «Росатом», сообщает пресс-служба правительство РФ.

По словам Александра Новака, маршрут приобретает особое значение с учетом увеличения поставок в восточном направлении и является все более привлекательным для транзитных грузоперевозчиков. Для реализации задач по росту грузопотока и обеспечения его безопасности к 2030 году планируется увеличить количество грузовых судов высокого арктического класса.

«Запланировано строительство 46 судов аварийно-спасательного флота, строительство и модернизация 14 портов и терминалов, запуск на орбиту 15 спутников. Все это повысит эффективность и безопасность судоходного движения по СМП. Кроме того, считаю необходимым синхронизировать развитие СМП с другими программами, так как зачастую грузовая база формируется в портах, не выходящих на сам СМП, — это порты Северо-Запада и Дальнего Востока. Поэтому важно их связать с Большой землей через железнодорожные линии», — подчеркнул Александр Новак.

Как напомнил на совещании глава госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, к 2030 году планируется увеличить грузопоток по Севморпути до 150 млн тонн в год с перспективой роста до 190 млн тонн при оптимистическом сценарии. Индикативные показатели по грузам к 2035 году составят 220 млн тонн в год.

«В последние годы на мировую логистику негативное воздействие оказали пандемия Covid-19, инциденты в Суэцком канале и Красном море, что привело к повышению интереса к СМП со стороны как российских игроков, так и зарубежных компаний. Приоритет у нас сейчас в организации круглогодичной навигации, что позволит кратно нарастить грузопоток через море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря. Для развития транзита и сохранения эффективности арктических проектов необходимо сформировать в первую очередь конкурентоспособные условия на СМП, в том числе обеспечить большую привлекательность по сравнению с Суэцким каналом», — сказал Алексей Лихачев.

Северный морской путь — единая транспортная коммуникация России в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года, в который вошло более 150 мероприятий. Согласно плану, годовой грузопоток по СМП должен составить в 2024 году 80 млн тонн, 2030 году — 150 млн тонн, 2035 году — 220 млн тонн.