Необходимо серьезное уточнение принятых норм
Перспективным направлением импортозамещения может быть судоремонт, но необходимо совершенствовать законодательство: принятый в 2023 году закон об обнулении НДС не дает зеленый свет для инвестиций в судоремонт. Такое мнение высказал президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев, выступая в Совете Федерации, передает корреспондент ИАА «ПортНьюс».
«Минпромторг издал соответствующий приказ, но регионы, в которых судоремонтные предприятия работают: Приморье, Калининград, Архангельск, в один голос говорят, что приказ Минпромторга требует серьезного уточнения. Он не дает зеленый свет для инвестиций в судоремонт», — сказал Герман Зверев, добавив, что «необходимо совершенствовать законодательство».
Продолжая тему импортозамещения, он также сообщил, что в стратегии развития агропромышленного комплекса (АПК) и рыбной отрасли отсутствует такой важный показатель как валовая добавленная стоимость для рыболовства и рыбопереработки. «С такой сбитой оптикой мы никогда не сможем наладить межотраслевую производственную кооперацию для решения такой сложной проблемы как импортозамещение, а проблема очень сложная. До 2022 года объем технологического импорта в Россию составлял примерно $120 млрд, 6,5% ВВП. При этом отечественное оборудование для рыбной отрасли составляло мизерную долю в портфеле заказов нашего машиностроения. Основная часть оборудования и деталей закупалась за рубежом», — рассказал глава ассоциации. При этом сейчас, по его словам, «есть успешный опыт импортозамещения»: например, 70% всего добываемого в России минтая добывается с помощью отечественного трала «Атлантика». «Мы можем производить хорошее оборудование», — полагает Герман Зверев.
Как сообщало ИАА «ПортНьюс», летом 2023 года был подписан закон об установлении ставки налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 0% для судоремонтных предприятий, которые занимаются ремонтом и восстановлением морских судов, судов смешанного «река-море» плавания и судов рыбопромыслового флота в доках и на верфях. Для обнуления НДС предприятия должны заключить с Минпромторгом до 31 декабря 2024 года инвестиционное соглашение, которое будет содержать перечень мероприятий по развитию и модернизации производственных мощностей, а также обязательство направить на это не менее 20% выручки на протяжении 7 лет. Требования и форма таких соглашений утверждена приказом Минпромторга. Однако в принятой изначально редакции данная мера господдержки оказалась практически не востребована в отрасли.