Цены на железнодорожные перевозки подскочили в 1,5 раза
Грузооборот дальневосточных портов в январе 2024 года упал до самого низкого за три года уровня. Перевалка угля сократилась из-за слабого спроса со стороны одной из стран Азии. Кроме того, в январе неблагоприятные погодные условия вызвали смерзание угля, что осложнило погрузочно-разгрузочные работы, привело к нехватке порожних вагонов и снижению перевозки угля по железной дороге. Об этом говорится докладе Банка России «Региональная экономика: комментарии ГУ» за март 2024 года.
По данным Центробанка, для вывоза накопленных объемов угля в феврале были введены ограничения на движение контейнерных поездов в сторону Дальнего Востока. В результате предприятия отмечали, что цены на перевозки стали выше более чем в 1,5 раза по сравнению с январем, а сроки ожидания отправки доходят до 30 дней.
Из-за сложной ледовой обстановки в феврале также отмечались задержки в отправке грузов на Сахалин, что привело к их избыточному скоплению на переправе в Хабаровском крае.
При этом добыча угля в макрорегионе в январе выросла на 16% по сравнению с аналогичным месяцем 2023 года, но из-за проблем с его отгрузкой в порты задержка поставок в страны Азии в январе-феврале достигала одного месяца. Цены на уголь, экспортируемый через дальневосточные порты, в феврале немного повысились относительно января, но остались на низком уровне июня 2021 года. Дисконт на российский уголь после введения в 2024 году одной из стран Азии импортных пошлин значительно вырос, что сделало нерентабельными поставки по более длинным маршрутам через порты Юга и Северо-Запада России. В результате экспортеры стали переориентироваться на поставки по восточному направлению, добавляют в Банке России.
Как передавало ИАА «ПортНьюс», в целом перевалка угля в российских портах в январе 2024 года снизилась на 14,3% — до 14,4 млн тонн. Грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна в январе составил 16,9 млн тонн (-9,1%).