Износ флота, обеспечивающего северный завоз, превышает 75%
Развитию северного завоза в Якутии препятствуют проблемы с портовой инфраструктурой, устаревшим флотом и отсутствием «четких инструментов финансирования». Об этом, как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», сказал первый заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Сергей Неустроев на конференции «Дальний Восток и Арктика» в Москве.
По словам представителя правительства республики, основная проблема северного завоза — недостаточное финансирование. «Ежегодно правительство республики выделяет порядка 15 млрд рублей для поддержки компаний, обеспечивающих доставку грузов, в то время как затраты предприятий-операторов составляют 30-35 млрд рублей, из которых 65% — кредитные средства. Отсутствие соответствующих государственных институтов финансовой поддержки и четкой регламентации полномочий между федеральными и региональными властями по северному завозу может стать препятствием в его реализации», — сказал он.
По мнению Сергея Неустроева, ключевая проблема в техническом отношении — это износ портовой инфраструктуры, в первую очередь речных терминалов для наливных грузов. «Существующая инфраструктура построена в 60-х годах прошлого века и не соответствует требованиям пожарной и промышленной безопасности. Наиболее острая проблема заключается в полном или частичном износе резервуарного парка для наливных грузов. Например, из 425 резервуаров компании «Саханефтегаз» половина построена в прошлом веке, а ориентировочная стоимость комплекса работ по реновации и строительству нового парка составляет около 8 млрд рублей. Стоимость тех же работ на аналогичных объектах других компаний — 1,5 млрд рублей», — считает замминистра.
Другая сторона проблемы — значительный износ флота, который, по его словам, превышает 75%, а средний возраст судов Ленского объединенного речного пароходства составляет около 40 лет. Основные надежды власти республики, по его словам, возлагают на строящуюся Жатайскую судоверфь. Также отмечена проблема с судоходностью некоторых магистральных рек.
Несмотря на названные проблемы, на данный момент система доставки грузов, по словам Сергея Неустроева, работает в рамках утвержденного плана. Для оптимизации этой системы власти республики формируют сеть логистических центров. «Речной транспорт является основным средством доставки грузов в республике. Специфика работы связана с неравномерными периодами навигации на СМП и разных участках рек, с длительным хранением грузов и сопряжением с сезонным графиком автомобильного транспорта. В некоторых случаях период доставки может занимать до трех лет. Поэтому делается упор на развитие торгово-логистических центров в арктическом бассейне. С 2021 года построено восемь таких центров, до 2025 года будет создано еще пять», — отметил представитель правительства Якутии.