В МГУ исследовали буксировочное сопротивление пассажирского теплохода проекта А45-90.2
Судно строится на СНСЗ для эксплуатации на Енисее
Сотрудники НИИ механики МГУ провели комплексную научно-исследовательскую работу по расчетно-экспериментальному определению буксировочного сопротивления модели пассажирского теплохода проекта А45-90.2, который строится на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ, входит в ОСК). Судно планируется эксплуатировать на реке Енисей, сообщает пресс-служба университета.
Ученые провели численное моделирование обтекания натурного судна на суперкомпьютере. Для валидационного эксперимента была изготовлена геометрически подобная модель длиной 3 м. Ее использовали при проведении буксировочных испытаний в гидродинамическом канале МГУ. Модель крепилась к буксировочной тележке, на которой размещалась измерительная аппаратура для определения буксировочного сопротивления, осадки модели и ее угла дифферента. Эксперимент позволил рассчитать данные параметры в зависимости от скорости движения теплохода.
Как прокомментировал руководитель исследования, заведующий лабораторией нестационарной гидродинамики НИИ механики МГУ Владислав Прокофьев, испытания позволили установить достоверные характеристики обтекания, а полученные данные предоставили возможность оптимальным образом выбрать характеристики силовой установки.
Результаты работы были перенесены на натуральную величину будущего пассажирского судна. Отличие экспериментально и расчетно определенного коэффициента сопротивления судна составило менее 3%, что подтверждает достоверность компьютерной модели и позволяет использовать ее для анализа различных режимов движения судна в дальнейшем.
Как сообщало ИАА «ПортНьюс», строительство двух пассажирских теплоходов класса «река-море» проекта А45-90.2 «Андрей Дубенский» и «Виктор Астафьев» для Красноярского края ведется в рамках заключенного в апреле 2020 года контракта между Средне-Невским судостроительным заводом и Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК). Закладка «Андрея Дубинского» состоялась в июле 2020 года, «Виктора Астафьева» — в июле 2021 года. Предполагается, что теплоходы будут переданы заказчику в 2024 году.
Пассажирское судно проекта А45-90.2 предназначено для перевозки 245 пассажиров на маршруте протяженностью до 5 тыс. км. Проект представляет собой однокорпусное судно с двумя пассажирскими палубами, рестораном, прогулочной палубой и рулевой рубкой, расположенной в носовой части судна на палубе надстройки, с кормовым расположением машинного отделения, трехвальной дизельной энергетической установкой.
Основные характеристики пассажирского судна проекта А45-90.2: габаритная длина — 99 м; габаритная ширина — 14,9 м; высота борта — 4,2 м; осадка габаритная — не более 2 м; экипаж — 41 человек; автономность — 15 суток; скорость хода — 12,4 узла.