БГУ — самый масштабный объект строительства в сфере речного транспорта на сегодня в РФ
В рамках работ по строительству Багаевского гидроузла (БГУ) забетонированы все 12 плит флютбета водосбросной плотины, темпы бетонирования достигли 20 тыс. куб. м в месяц. Об этом в ходе VII конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» сообщил начальник управления гидротехнических работ АО «СоюзГидроТранс» Артем Бабошкин. Единовременно ведутся работы по сооружению бычков водосбросной плотины, основания рыбопропускного шлюза, голов судоходного шлюза, ниш аварийно-ремонтных затворов, устоев поворотного моста, центральных пал и причально-направляющих сооружений.
В зону ответственности АО «СоюзГидроТранс» в проекте по строительству Багаевского гидроузла входит сооружение железобетонных конструкций водосбросной плотины и судоходного шлюза, монтаж металлоконструкций и гидромеханического оборудования, сооружение поселка эксплуатационников, объектов производственного, служебно-технического и вспомогательного назначения.
В рамках проекта предусмотрены дноуглубительные работы в нижнем бьефе БГУ, на подходах к гидроузлу, в створе гидроузла, а также в верхнем бьефе и на участках спрямления русла для обеспечения гарантированных глубин. Общий объем дноуглубительных работ на гидроузле составляет около 4,3 млн куб. м, в том числе 2,9 млн куб. м — в створе гидроузла.
БГУ — самый масштабный объект строительства в сфере речного транспорта на сегодня в РФ. Площадь строительства составляет 1100 га, объем земляных работ — более 5 млн куб. м, объем дноуглубления — 4,3 млн куб. м, используется более 330 тыс. куб. м бетона и 25 тыс. тонн металлоконструкций, задействовано около 2 тысяч рабочих и специалистов.
Строительство сооружений веется ниже отметки уровня воды. Перед производством работ по возведению основных гидротехнических сооружений Багаевского гидроузла потребовалось сооружение замкнутого контура из трубошпунта под защитой земляной перемычки. Объем выемки при сооружении котлована под основные объекты гидроузла составляет более 2 млн куб. м грунта.
При этом судоходство осуществляется беспрепятственно по левой протоке.
Другой особенностью при строительстве гидротехнических сооружений на Багаевском гидроузле является возведение массивных железобетонных конструкций путем беспрерывного бетонирования с объемом единовременной заливки до 3,5 тыс. куб. м бетона. Для этого смонтировано и запущено в работу 3 бетонных завода производительностью (по смеси) 60 куб. м/ч каждый. Бетонную смесь в конструкцию необходимо подавать четырьмя автобетононасосами в строгой последовательности, определенной в регламенте, обеспечивая равномерность подачи и исключая риски перебоя.
Багаевский гидроузел строится для обеспечения требуемых габаритов пути (глубина 4 м, ширина 80 м) на проблемном участке и порогах камер шлюза Кочетовского гидроузла на реке Дон.
Заказчик — ФКУ «Ространсмодернизация», генподрядчик — АО «Стройтрансгаз».
Срок реализации проекта запланирован в два этапа: на первом этапе в навигацию 2025 года будут введены объекты в зоне гидроузла — водосбросная плотина, судоходный шлюз и рыбоходно-нерестовый канал. Полный ввод в эксплуатацию всех объектов Багаевского гидроузла запланирован на 2026 год.