Контейнерооборот уменьшился на 7%
Общий грузооборот порта Роттердам в 2023 году снизился на 6,1% по сравнению с предыдущим годом и составил 438,8 млн тонн. Сокращение объемов наблюдалось в перевалке угля, других насыпных грузов и контейнеров. При этом выросли объемы обработки сельскохозяйственных грузов, железной руды, лома и сжиженного природного газа (СПГ). Результаты деятельности за прошлый год опубликованы на сайте администрации порта.
Перевалка насыпных грузов в порту в 2023 году снизилась по сравнению с 2022 годом на 11,8%. В сегменте сельскохозяйственных грузов на 50% увеличился объем импорта кукурузы. Перевалка угля сократилась на 20,3% — до 23,1 млн тонн, главным образом из-за низкого спроса на энергетический уголь для производства электроэнергии. В прошлом году в порту наблюдался рост обработки руды в отличие от 2022 года, когда ее импорт уменьшился из-за сокращения производства стали. Оборот прочих насыпных грузов упал на 24,7%, что объясняется снижением спроса на сырье со стороны европейской промышленности.
Объемы наливных грузов, обработанных портом Роттердам, в 2023 году оказались на 3,4% ниже по сравнению с предыдущим годом. На 1,4% упала перевалка нефти из-за прекращения операций «борт-в-борт». Погрузка нефтепродуктов снизилась на 6,5%, в основном из-за снижения обработки мазута и нафты. Впервые показатели перевалки газойля превысили объемы мазута. Перевалка СПГ в 2023 году выросла на 3,7% и достигла 11,9 млн тонн. На 5,9% снизились объемы прочих наливных сырьевых грузов (химические, ВИЭ и продукты растительного происхождения) — до 36,1 млн тонн.
Контейнерооборот порта в 2023 году уменьшился в тоннах на 6,8% — до 130,1 млн тонн, в 20-футовом эквиваленте — на 7%, до 13,4 млн TEU. Ослабление контейнерных потоков, начавшееся в 2022 году, продолжилось и в прошлом году, в основном из-за снижения потребления, сокращения производства в Европе и прекращения грузооборота с Россией после введения санкций. Количество судозаходов на контейнерные терминалы порта Роттердам выросло на 1% при уменьшении судовых партий контейнеров на 7,8%.
Обработка Ro-Ro грузов сократилась на 5% и составила 25,9 млн тонн. Такая же динамика отмечена в перевалке генеральных грузов.
В прошлом году операторы терминалов APM Terminals и Rotterdam World Gateway заявили о проектах расширения в порту Роттердам. Территория, на которой APMT планирует осуществить строительство, занимает около 47,5 га, проект также включает строительство глубоководного причала протяженностью 1 км. В результате мощность терминала, как планируется, возрастет примерно на 2 млн TEU. Завершение строительства намечено на вторую половину 2024 года. Участок RWG занимает около 45 га, еще 920 м относится к причальной стенке. Проект, реализуемый поэтапно, приведет к увеличению контейнерооборота RWG на 1,8 млн TEU. На этих двух объектах будут построены береговые станции для подачи электроэнергии на суда.
Роттердам является одним из крупнейших центров перевалки грузопотоков в Европе. В порту работает около 120 терминалов. Грузооборот порта Роттердам в среднем составляет около 450 млн тонн грузов в год. 70% акций порта принадлежит городскому муниципалитету, 30% — государству.