Российские судовладельцы могут получить право отдавать на аутсорс технический менеджмент судна
Финальное чтение законопроекта внесено в порядок работы Госдумы на 15 февраля
Государственная дума РФ 13 февраля 2024 года приняла во втором чтении законопроект, который разрешает судовладельцам нанимать сторонние компании для технического управления судном. Согласно порядку работы парламента, третье, финальное чтение назначено на 15 февраля, следует из материалов в системе обеспечения законодательной деятельности.
Дополнения вносятся в Кодекс торгового мореплавания (КТМ) и Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ) Российской Федерации. Законопроект предлагает дать судовладельцу возможность поручить техническую эксплуатацию (технический менеджмент судна) специализированной компании, имеющей соответствующий опыт работы. Такое поручение не должно повлечь за собой переход права собственности на судно. Технический менеджер принимает на себя ответственность за безопасную эксплуатацию судна и за обеспечение его транспортной безопасности. При этом предлагается предусмотреть возможность предоставления услуги технического менеджмента судов российскими лицами иностранным судоходным компаниям и судам под иностранным флагом.
В соответствии с законопроектом, договор технического управления судном может быть заключен на срок от 1 года до 5 лет. Технический менеджер и судовладелец несут солидарную ответственность перед третьими лицами за причинение вреда в связи с техническим управлением судном.
«В соответствии с международными нормами судовладелец (которым может быть и собственник судна) может осуществлять технический менеджмент самостоятельно, а может поручить, по договору технического менеджмента, эту функцию сторонней организации, компетентной в области технического управления судами. КТМ РФ не предусматривает возможность отдельного технического менеджмента для судов под российским флагом, что приводит к расхождению между нормами КТМ РФ и нормами Международного договора (Конвенция COJIAC-74) и ставит российских судовладельцев в неравное положение с иностранными судовладельцами», — говорится в пояснительной записке.
Там же отмечается, что это неравенство «становится более ощутимым» в условиях ограничительных мер, связанных с международными санкциями в отношении России.
Сейчас КТМ предусматривает, что судовладелец самостоятельно и в полном объеме осуществляет как техническую, так и коммерческую эксплуатацию судна (за исключением тайм-чартера, при котором коммерческой эксплуатацией судна отчасти занимается тайм-чартерный фрахтователь). При этом международными общественными институтами судовладельцев разработан типовой договор технического управления судами (Shipman), который широко используется при передаче функций технического управления судовладельцем техническому менеджеру.
С текстом законопроекта к третьему чтению можно ознакомиться на нашем сайте >>>>