«Фининвест» планирует построить ТЛЦ «Артем» (Приморский край) к 2027 году
Всего компания намерена построить не менее семи сухих портов в РФ с общим объемом инвестиций более 120 млрд руб.
Компания «Фининвест» планирует увеличить сеть транспортно-логистических центров (ТЛЦ) до 11 единиц. Ближайший проект — ТЛЦ «Артем» под Владивостоком, который объединит железнодорожные и морские сервисы компании. Об этом, как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», рассказал заместитель генерального директора ООО «Логопер» (входит в группу «Фининвест») Виталий Потапов на форуме «Инфраструктурные инициативы бизнеса».
По его словам, транспортно-логистический центр «Артем» будет построен в пригороде Владивостока, недалеко от морского порта: проектная мощность терминала — 1 млн TEU в год, площадь — 417 га, общая развернутая длина путевого развития — 70 км, количество фронтов погрузки/выгрузки длиной 1050 м — 10. Начало операционной деятельности по проекту — 2024 год, завершение строительства намечено на 2027 год. Проект представляет собой тыловой терминал, чья задача — вынести операции, не свойственные порту, за его пределы.
«Для экспортеров это удобно, поскольку дает возможность оставлять груз в ожидании накопления судовых партий, а импортерам — возможность подстроиться под удобный курс валюты, чтобы растаможить товар и оформить документацию. Технологическая уникальность терминала заключается в том, что он примыкает к двум железнодорожным станциям, на нем будет организована кольцевая система движения контейнерных поездов. Здесь можно будет принимать и отправлять сдвоенные контейнерные поезда, а также — отправлять контейнерные поезда с использованием полувагонов. Все это обеспечит высокую пропускную способность терминала и снизит нагрузку на инфраструктуру общего пользования», — объясняет Виталий Попов.
Сегодня компания располагает 4терминалами: 2 — в Москве и по одному — в Новосибирске и Екатеринбурге. В планах — постройка не менее семи. «Спрос на услуги таких терминалов за последние два года заметно вырос, например, автомобили наши клиенты предпочитают получать не в портах, а так, как это было с поставкой из Европы, с перегрузкой на автовозы», — комментирует заместитель генерального директора ООО «Логопер».
Таким образом, компания создаст сеть из 11 ТЛЦ общей мощностью 5,65 млн TEU в год, охватывающих все основные транспортные потоки: «Ховрино» (250 тыс. TEU в год), «Электроугли» (1 млн TEU), «Каспийский» (300 тыс. TEU), «Уральский» (600 тыс. TEU), «Омский» (300 тыс. TEU), «Сибирский» (1 млн TEU), «Кузбасс» (300 тыс. TEU), «Красноярский» (300 тыс. TEU), «Иркутский» (300 тыс. TEU), «Хабаровский» (300 тыс. TEU) и ТЛЦ «Артем». Общий объем инвестиций — более 120 млрд. руб.
Основная цель этих преобразований — построение «сквозной цепочки» мультимодальных сервисов через железную дорогу и порты Дальнего Востока: «Мы идем в направлении построения сквозной цепочки. Помимо инвестиций в сухие порты, увеличиваем парк вагонов, в 2023 году было куплено 35 тыс. 40-футовых контейнеров. Запустили собственную морскую линию на Дальнем Востоке Panda Express Line, оперируя флотом из шести судов вместимостью порядка 6 тыс. TEU».
По мнению представителя группы «Фининвест», в ближайшее десятилетие рост контейнерных перевозок вырастет за счет контейнеризации новых видов грузов, как это происходит с зерном и удобрениями. Росту контейнерооборота будет способствовать торговля с КНР и странами АТР, а значение Восточного полигона и дальневосточных портов увеличится. Для улучшения процесса необходимо развитие цифровизации мультимодальных сервисов.
«Мы предлагаем три меры господдержки. Во-первых, создание особых экономических режимов вокруг ТЛЦ. Во-вторых, гарантии согласования объемов грузов по железной дороге, в первую очередь, контейнерных поездов на Восточном полигоне. И, в-третьих, включение проекта создания опорной сети ТЛЦ в национальный проект «Транспорт», — заключает Виталий Попов.