В ближайшее время начнутся экспериментальные испытания покрытия в морских условиях
Лаборатория ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (КГНЦ, Санкт-Петербург) разработала напольное покрытие, снижающее вибрацию палубных настилов кораблей и судов. Продукт способен заменить зарубежные аналоги. В ближайшее время начнутся экспериментальные испытания покрытия в морских условиях. Об этом сообщил заместитель начальника отделения — начальник лаборатории КГНЦ Николай Лисенков.
«На всех кораблях четвертого поколения, которые можно увидеть на военно-морских парадах, установлены средства акустической защиты, разработанные нашей лабораторией. Сейчас мы завершили работу над новым материалом, обладающим высокими свойствами вибропоглощения. На базе этой рецептуры можно создавать целую номенклатуру изделий. Мы уже сделали напольную плитку и занимаемся разработкой рулонных пластин по типу линолеума, которые можно будет укладывать на палубных настилах и в коридорах судов различного назначения. Новый материал способен полностью заменить импортные аналоги. Более того, путем направленного введения определенных добавок удалось в полтора раза повысить его эксплуатационные показатели, поэтому современные корабли гораздо позже потребуют замены подобных покрытий», — рассказал Николай Лисенков. Цитата приводится на сайте конкурса управленцев «Лидеры России», в финал которого вышел глава лаборатории КГНЦ.
Николай Лисенков сообщил, что его работа в основном направлена на создание опережающего научно-технического задела в области судостроения. Лаборатория занимается глубоким исследованием свойств материалов: полиуретанов, термоэластопластов, традиционных и силиконовых резин. Ученые изучают их физико-технические и упруго-диссипативные свойства, показывающие способность поглощать вибрационную и акустическую энергию. Разрабатывают и внедряют средства акустической защиты, осуществляют контроль качества на этапах серийного производства изделий и их установки на объекты морской техники.
К средствам акустической защиты, кроме покрытий, относятся также амортизирующие виброизолирующие конструкции (АВК). «Простыми словами, это то, на что устанавливается виброактивное оборудование (двигатели, насосы, трубопроводы), чтобы быть изолированным от корпуса судна. Сейчас актуальными являются задачи повышения эффективности и увеличения срока службы АВК, которые уже установлены на кораблях», — уточнил ученый.
Он пояснил, что для кораблей и судов важно такое понятие как обитаемость, то есть степень их приспособленности к жизнедеятельности человека в условиях плавания. Поэтому на них устанавливаются средства акустической защиты, предназначенные для снижения уровня шума и вибрации. «Кроме того, в мировой практике вводится так называемый акустический паспорт, устанавливающий требования к подводному шуму гражданских судов, будь то, например, танкер, балкер или газовоз. Чтобы им соответствовать, необходимо применять средства акустической защиты, иначе в некоторые зарубежные порты не смогут зайти наши судна с уровнем шума выше определенного значения. Важность решения этой задачи поддержана Российским морским регистром судоходства и министерством транспорта РФ. Наши разработки в сфере акустической защиты универсальны, и они обязательно будут востребованы отечественными судостроителями», — уверен он.
ФГУП «Крыловский государственный научный центр» — один из крупнейших мировых исследовательских центров в области инновационных разработок для отечественного судостроения с уникальным опытом по созданию современных кораблей, судов и средств океанотехники.