1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. ЦБ: Проблемы с морскими перевозками сдерживали российский экспорт в конце 2023 года

30 января 2024   15:53

ЦБ: Проблемы с морскими перевозками сдерживали российский экспорт в конце 2023 года

Перенаправление поставок с рынков стран ЕС в ближневосточный и азиатский регионы поддержало объемы экспорта

Экспорт товаров из России в денежном выражении в четвертом квартале 2023 года уменьшился: его сокращение к аналогичному периоду 2022 года ускорилось до 27% год к году (III квартал 2023 года — 23% г/г), а к 2021 году — до 32%. Экспорт сдерживали внешнеторговые ограничения, низкий спрос на международном рынке и проблемы с морскими перевозками из‑за неблагоприятных погодных условий. Об этом говорится в информационно-аналитическом комментарии Банка России «Платежный баланс Российской Федерации №4 (17) IV квартал 2023 года».

Стоимостный объем экспорта сложился ниже, чем в 2021-2022 годах, но выше уровня 2019 года. Более высокие, чем в 2019 году, цены на газ, уголь и металлы, а также хороший урожай зерновых компенсировали сокращение физического объема поставок других товаров. Стоимостный объем импорта товаров в 2023 году увеличился до уровня 2021 года за счет переориентации на альтернативные географические направления поставок и использованию механизма параллельного импорта. В результате при восстановлении импорта и снижении экспорта профицит текущего счета в 2023 году сформировался около $50 млрд, что ниже рекордного уровня $238 млрд в 2022 году.

Экспорт поддержало перенаправление поставок с рынков стран ЕС в ближневосточный и азиатский регионы. Доля Европы в российском экспорте товаров снизилась с 46% в январе-ноябре 2022 года до 20% в январе-ноябре 2023 года, доля Азии увеличилась с 48% до 72%. Стоимостный объем экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья за 11 месяцев 2023 года вырос на 7% г/г и более чем на 20% к аналогичному периоду 2021 года.

Уменьшение скидок на российскую нефть поддержало стоимостный объем нефтяного экспорта. Физический объем поставок нефти по‑прежнему сдерживало добровольное сокращение экспорта России на 300 тыс. баррелей в сутки по сравнению с уровнем мая-июня. При этом оно оставалось одним из факторов снижения дисконта для российской нефти.

Введенные в сентябре 2023 года ограничения на вывоз нефтепродуктов постепенно ослаблялись в четвертом квартале по мере насыщения внутреннего рынка. В октябре был отменен запрет на экспорт дизельного топлива при поставке в морские порты по трубопроводам, в ноябре — запрет на экспорт автомобильного бензина и летнего дизельного топлива, напоминают в ЦБ. Отмена ограничений поддержала экспорт нефтепродуктов. Вместе с тем на экспорте негативно сказались погодные условия: из‑за штормов на Черном море были приостановлены работы по перевалке и отгрузке нефти, ограничено судоходство в портах.

Сокращение стоимостного объема ненефтегазового экспорта было обусловлено, во‑первых, снижением мировых цен на ряд сырьевых товаров по сравнению с четвертым кварталом 2021-2022 годов вследствие ожидания замедления роста мировой экономики в 2023 году. Во‑вторых, ненефтегазовый экспорт в IV квартале также сдерживали неблагоприятные погодные условия и внешнеторговые ограничения.

Кроме того, с 30 сентября 2023 года вступил в силу очередной запрет ЕС на ввоз ряда изделий из российского железа и стали. На физические объемы поставок также повлияли гибкие пошлины с привязкой к курсу рубля, действующие с 1 октября. Для удобрений ставка составила 10%, для многих других товаров ненефтегазового экспорта — 7% в октябре-ноябре и 5,5% в декабре. В результате в октябре по отдельным товарам наблюдалось уменьшение поставок после их наращивания в сентябре в преддверии введения гибких пошлин. Кроме того, после их введения некоторые российские экспортеры были вынуждены повысить цены для покупателей, которые, соответственно, частично переориентировались на поставки из других стран по более низким ценам.

Стоимостный размер импорта товаров в четвертом квартале 2023 года сократился на 5% г/г после значительного восстановления в предыдущие кварталы по сравнению с 2022 годом. Снижение темпов прироста импорта произошло в условиях ослабления рубля, замедления роста внутреннего спроса, в том числе из‑за ужесточения денежно‑кредитной политики, и накопленных в предыдущие периоды запасов. В целом за 2023 год стоимостный объем импорта товаров увеличился на 10% г/г и достиг уровня 2021 года. Стоимостный объем импорта из Европы сократился на $9 млрд г/г в январе-ноябре 2023 года. В то же время сокращение поставок из Европы нивелировал рост импорта на $41 млрд из азиатского региона, в основном из Китая. В результате доля стран Европы в российском импорте товаров уменьшилась с 35% в январе-ноябре 2022 года до 28% в аналогичный период 2023 года, доля стран Азии выросла с 56% до 66%. Среди товарных групп наибольший вклад в рост импорта внесли поставки машин, оборудования и транспортных средств, а также текстиля, текстильных изделий и обуви.

Новости от 18 декабря 2024 г.