С 2025 года будет запущена маркировка грузов и приоритет при перевозке товаров жизнеобеспечения
Единый морской оператор северного завоза начнет работу с 2026 года. Годом ранее, с 2025 года, будет запущена государственная информационная система северного завоза, маркировка грузов и приоритет при перевозке товаров жизнеобеспечения. Об этом заявил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, выступая в Совете Федерации на правительственном часе, сообщает пресс-служба министерства.
Как передавало ИАА «ПортНьюс», в августе 2023 года президент РФ подписал федеральный закон «О северном завозе». Он вступит в силу в апреле 2024 года. Единым морским оператором северного завоза сроком на 15 лет Минвостокразвития РФ ранее предлагало определить госкорпорацию «Росатом».
В Совете Федерации Алексей Чекунков также сообщил, что безальтернативным маршрутом снабжения северных регионов России является Северный морской путь (СМП). Одновременно с этим арктическая трасса — «единственная альтернатива для связи Китая с мировым океаном в случае обострения ситуации в Южно-Китайском море». При достижении грузопотока на Севморпути в 200 млн тонн в год в начале 2030-х годов общая стоимость товаров, которые будут перевезены за этот период, превысит 100 трлн рублей, добавил министр. Он также напомнил о плане развития СМП до 2035 года, который предусматривает строительство новых атомных ледоколов, грузовых судов ледового класса, 14 портов и терминалов, 4 аварийно-спасательных центров и запуск на орбиту 12 спутников.
Северный морской путь определен одним из стратегических приоритетов развития России. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития Севморпути до 2035 года, в который вошло 155 мероприятий, направленных на развитие грузовой базы, флота, транспортной и инфраструктуры безопасности. Согласно плану, годовой грузопоток по СМП должен составить в 2030 году 150 млн тонн, 2035 году — 220 млн тонн.
Грузоперевозки по Севморпути за 2023 год составили 36,25 млн тонн.