BIMCO: Утилизация танкеров-продуктовозов в 2023 году снизилась на 82%
Рост ожидается только в 2025 году, когда будут сданы новые суда общим дедвейтом 10 млн тонн
Утилизация танкеров-продуктовозов в 2023 году снизилась на 82% относительно 2022 года — с 27 единиц (общим дедвейтом 1,5 млн тонн) до 7 единиц (265 тыс. тонн), сообщает BIMCO со ссылкой на Clarksons Research.
Отмечается, что это был самый низкий уровень переработки, наблюдавшийся с момента начала учета в 1996 году, чему способствовали высокие доходность и стоимость работающего флота, а также сокращение поставок новых судов (самый низкий уровень за более чем 20 лет).
Средняя годовая прибыль на судно упала в 2023 году на 15%, но все еще находится на третьем по величине уровне с момента финансового кризиса в 2008 году. При этом цены на подержанные суда выросли на 17% до самого высокого уровня с 2008 года.
Несмотря на рекордно низкую активность по переработке, рост флота составил только 2,1% в годовом исчислении. При этом возраст танкеров-продуктовозов увеличился на девять месяцев в течение 2023 года до самого высокого уровня с 2005 года — 12% и 39% судов в рассматриваемом сегменте старше 20 и 15 лет соответственно, что составляет 9% и 35% дедвейта флота.
В 2023 году были предприняты первые существенные шаги по обновлению флота. Контракты на новые суда выросли до 10-летнего максимума, а портфель заказов увеличился более чем в два раза, в результате чего соотношение портфеля заказов к имеющемуся флоту составило 12%.
Как и в прошлые годы, больше всего контрактов заключено на продуктовозы класса MR и LR2 — 33% и 56% дедвейта портфеля заказов. Доля китайских верфей составляет 70% дедвейта.
Однако увеличение поставок новых судов ожидается только в 2025 году, когда будут сданы суда общим дедвейтом 10 млн тонн. Еще 7 млн тонн из 23 млн дедвейта портфеля заказов планируется поставить в 2026 году. Поэтому вполне вероятно, что в 2025 году объем вторичной переработки начнет увеличиваться.
В сообщении также отмечаются шаги по подготовке к переходу на низкоуглеродное топливо. В настоящее время 97 судов либо подготовлены, либо готовы к переходу на альтернативные виды топлива (3% флота). Портфель заказов насчитывает 60 таких судов (19% портфеля заказов).