Александр Цыбульский: Санкционная политика положительно повлияла на возрождение компетенций по судостроению и судоремонту
«Севмаш» и «Звездочка» загружены заказами на десятилетия вперед
Санкционная политика положительно повлияла на возрождение компетенций по судостроению и судоремонту. Об этом губернатор Архангельской области Александр Цыбульский заявил во время интервью журналисту Владимиру Соловьеву, сообщает пресс-служба правительства региона.
По словам губернатора, регион, где зарождалось отечественное судостроение, а сегодня работают главные оборонные предприятия страны, строящие атомные подводные крейсеры, многие годы ориентировался на западные страны, и часть компетенций по судостроению и судоремонту в Архангельской области стала утрачиваться, что, однако, не относится к предприятиям оборонно-промышленного комплекса в Северодвинске, которые обеспечены заказами как минимум на ближайшие десятилетия.
«В последнее время мы сильно теряли компетенции в судоремонте в силу того, что проигрывали где-то конкуренцию. Наши суда в большинстве своем обслуживались в европейских портах. И мы фактически компетенцию по судоремонту начинали терять. Судостроение — то же самое: все уходили, строились на иностранных верфях. Кроме оборонно-промышленных гигантов, которые продолжают действовать — Севмашпредприятие, «Звездочка» — они, конечно, загружены заказами в последнее десятилетие и еще на десятилетия вперед», — сказал губернатор, при этом отметив, что действующая санкционная политика западных стран в отношении России в конечном счете положительным образом повлияли на процесс возрождения на отечественном производстве названных компетенций.
Александр Цыбульский подчеркнул, что на судоремонтных предприятиях Архангельской области запись на плановый ремонт уже на начало 2026 года. «Сегодняшняя ситуация вызывает готовность инвестора вкладывать деньги в развитие судостроительных и судоремонтных мощностей», — сказал он.
Губернатор также отметил серьезную систему подготовки кадров в регионе, начиная со среднего специального образования, заканчивая высшим. «Мы, наверное, единственный регион в России, где сохранилась советская система «завод-втуз», то есть у нас до сих пор существует высшее техническое заведение на базе Северного (Арктического) федерального университета, которое вместе с нашим Севмашпредприятием работает в этой системе. Это означает, что со второго курса студенты уже сразу трудятся на заводе и осваивают будущую профессию», — рассказал Александр Цыбульский.
АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (ПО «Севмаш», Северодвинск, входит в ОСК) — крупнейший многопрофильный судостроительный комплекс России. Основу производственной программы составляют четыре главных направления: выполнение гособоронзаказа, участие в военно-техническом сотрудничестве, строительство морской техники для освоения шельфа и гражданское судостроение, выпуск продукции для машиностроительной и нефтегазодобывающей отраслей.
АО «Центр судоремонта «Звездочка» — крупнейшая судоремонтная верфь Российской Федерации. Производственную деятельность предприятие начало в 1954 году. Основные направления деятельности — ремонт, модернизация, переоборудование, утилизация кораблей и судов, строительство специальной морской техники. В состав ЦС «Звездочка» помимо головной организации в г. Северодвинск входят производственные филиалы на Баренцевом, Белом, Азовском, Черном и Каспийском морях.