Объем производства на верфях мира в 2023 году вырос на 10% — до 35 млн CGT
С учетом наметившегося роста судостроительных заказов, лондонская компания Clarksons Shipbroking прогнозирует существенное оживление мировой судостроительной деятельности, в первую очередь за счет роста производства на верфях в Южной Корее. По оценкам экспертов компании, в течение 2024 и 2025 годов показатель объема судостроительных работ может достигнуть 40 млн компенсированных валовых регистровых тонн (CGT), сообщает портал Offshore Energy.
Промышленное производство на судостроительных верфях по всему миру выросло на 10% в годовом исчислении, достигнув в прошедшем году 35 млн CGT. Лидером в судостроительной отрасли стал Китай, впервые достигнув 50% общего объема судостроения (в CGT) и обогнав своих конкурентов в Южной Корее (26%) и Японии (14%).
Лидирующие позиции Китая были обеспечены показателями строительства новых судов в сегменте балкеров (62% общего производства по сравнению с 33% в Японии), танкерных судов (41% против 39% в Южной Корее) и контейнеровозов (61% против 29% в Южной Корее).
Тем не менее, Южная Корея сохранила доминирование в сегменте строительства СПГ танкеров: 83% по сравнению с 17% у Китая. Доля производства Южной Кореи в 2016 году достигла 35%. В 1970-х и 1980-х годах доля японских верфей колебалась на уровне 50%.
Китайские верфи также обгоняют конкурентов по полученным заказам (60%, по валовому регистровому тоннажу). При этом глобальный портфель судостроительных заказов в 2023 году увеличился незначительно (на 4% в CGT).
Лидирующие верфи закончили год со средним показателем завершения строительства в 3,5 года, при 10-процентном росте стоимости за год.
По данным Clarksons по судоремонтным предприятиям, здесь Китай также вырвался в лидеры рынка. За ним следуют судоремонтные верфи Турции и Сингапура, выполняющих проекты модернизации судовых скрубберных систем и энергосберегающих технологий.
В 2023 году наблюдался рост поступления заказов, меньше по CGT и стоимости, но больше по дедвейту и тоннажу, в частности на танкеры, (+222% по дедвейту) и на балкерные суда (+12%). На 43% упал объем заказов на контейнерные суда (в TEU), хотя спрос на этот тип судов по-прежнему высок у линейных перевозчиков, продолжающих инвестировать свои программы обновления экологичного флота, при этом 83% заказанных судов имеют двигатели на альтернативном топливе.
Прошлый год стал рекордным по количеству заказов на морские автоперевозчики: 80 заказов на сумму $8,1 млрд, 79% из них будут оснащены двухтопливными двигателями, работающими на альтернативном топливе. Также росло поступление заказов на газовозы: 68 заказов на строительство танкеров-газовозов типоразмера VLGC и 66 СПГ танкеров.
Отмечается, что греческие судовладельцы вложили на 60% больше инвестиций в строительство новых судов — самый высокий показатель дедвейта с 2013 года. Впервые с 2018 года европейские компании потратились больше, чем азиатские судовладельцы.