В 2023 году на спецтерминалы пришлось 47,8% объема перевалки экспортного угля в дальневосточных портах
Специализированные угольные порты должны получить приоритет при перевозках угля относительно универсальных терминалов. С таким предложением в рамках временных правил очередности грузоперевозок выступил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов в своем докладе, направленном президенту РФ в декабре 2023 года. Предполагается, что такое перераспределение позволит ускорить операции и увеличить объемы перевалки, пишет «Коммерсантъ».
По данным, приведенным в письме, в 2023 году на спецтерминалы пришлось 47,8% объема перевалки экспортного угля в портах Дальнего Востока, или 53,2 млн тонн. При этом перевалка угля в портах региона в целом выросла с 2012 года в два раза, а в спецпортах — только в 1,3 раза.
Изначально предложение о приоритетности высказал экс-владелец «Кузбассразрезугля» Андрей Бокарев, который отмечал, что связанный с ним Восточный порт загружен менее чем на 50%. По его словам, несмотря на инвестиции в Восточный порт железнодорожные перевозки в его адрес с 2020 года снизились на 7% — до 23,9 млн тонн, при доступных мощностях 55 млн тонн.
По мнению экспертов, приоритет оправдан, но нужно уточнить, какие терминалы считать специализированными. Как сообщается в письме Андрея Белоусова, сейчас как раз ведется работа по определению признаков спецтерминала. В качестве одного из них может быть названо использование на терминалах вагоноопрокидывателей и размораживающих устройств.
При этом Ассоциация морских торговых портов (АСОП) выступила против такой инициативы, отметив, что «истинная причина недозагрузки морских терминалов прежде всего связана с инфраструктурными ограничениями железных дорог», а введение приоритетов несет «необоснованно дискриминационный характер и повлечет за собой искусственное перераспределение грузовой базы между операторами морских терминалов».