Рост фрахтовых ставок на альтернативных маршрутах все еще значительно уступает скачку в период пандемии
Согласно последнему показателю торговли Кильского института мировой экономики за декабрь 2023 года, следствием угрозы нападений на грузовые суда в Красном море стало падение более чем вдвое объема контейнерных перевозок по данному маршруту. На сегодняшний день, он почти на 70% ниже ожидаемого объема.
Как отмечается в обзоре института, стоимость морского фрахта и время транспортировки грузов между Восточной Азией и Европой выросли, а импортно-экспортные потоки из Германии и ЕС в некоторых случаях оказались значительно ниже по сравнению с ноябрем 2023 года: экспорт упал на 2,0%, а импорт — на 3,1%. Мировая торговля упала на 1,3% с ноября по декабрь 2023 года (с учетом ценовых и сезонных корректировок).
По оценке Кильского института, внешняя торговля Германии продолжает показывать снижение: экспорт упал на 2,0%, импорт — на 1,8%, по сравнению с предыдущим месяцем.
Показатель KTI для экспорта (-1,5%) и импорта (+1,0%) указывает на снижение декабрьской торговли в США, хотя маршрут через Красное море и Суэцкий канал играет там меньшую роль, чем в Европе.
Вразрез с этой тенденцией развивается торговля Китая: рост демонстрируют показатели как экспорта (+1,3%), так и импорта (+3,1%). Частично это увеличение может быть связано с ежегодным пиком перед китайским Новым годом.
В декабре 2023 года объем контейнерных грузов, следовавших через Красное море, сократился более чем вдвое — всего около 200 тыс. контейнеров в день на конец года. В ноябре 2023 года он достигал примерно 500 тыс. контейнеров. Это означает, что текущий объем на 66% ниже фактически ожидаемого, рассчитанного на основе объема грузовых перевозок за 2017–2019 годы.
Объемы грузовых перевозок в Красном море резко упали, но все же ожидается незначительное негативное влияние на мировую торговлю, считают эксперты института. Сегодня суда обходят Красное море, выбрав альтернативный маршрут вокруг Африки и мыса Доброй Надежды. Следование по этому маршруту занимает от 7 до 20 дней. Увеличение транзитного времени привело к значительному увеличению фрахтовых ставок: например, перевозка 40-футового стандартного контейнера (FEU) между Китаем и Северной Европой в настоящее время обходится более чем в $4 тыс. В ноябре это стоило примерно $1,5 тыс. Однако, эта выросшая цена все еще далека от резких скачков, наблюдавшихся во время пандемии — тогда перевозка контейнера по этому маршруту достигала $14 тыс.