Рост ставок на спотовом рынке превышает стоимость перенаправления судов вокруг Африки
С 15 декабря 2023 года по более длинному маршруту в обход Красного моря прошли 354 судна вместимостью 4,65 млн TEU
Рост ставок на спотовом рынке превышает стоимость перенаправления судов на маршрут вокруг Африки на азиатско-европейских сервисах. Об этом пишет издание Seatrade Maritime. По мнению аналитика Дэниела Ричардса, реакция рынка на происходящее в Красном море является чрезмерной и продиктована страхом.
«Рост ставок на контейнерных рынках стимулирует скорее страх, а не факты. Увеличение тарифов значительно опережает затраты, вызванные перенаправлением судов через мыс Доброй Надежды. Это сочетание панических настроений, а также попытки сохранить за собой вместимость на ближайшие недели в условиях задержек судов на обратном пути в Азию», — считает аналитик.
По данным аналитической платформы Linerlytica, с 15 декабря 2023 года по 7 января 2024 года подавляющее большинство контейнеровозов предпочли обходить район Красного моря и Суэцкий канал по альтернативному, более длинному маршруту через юг Африки. Это 354 судна вместимостью 4,65 млн TEU, или 16,4% флота. Лишь несколько небольших судоходных линий, таких как SeaLead Shipping и Newnew Shipping, решили не менять свой маршрут.
По мнению экспертов Linerlytica, в будущем ожидается дальнейшее повышение ставок фрахта: «Отклонения от традиционного маршрута приведут к ожидаемому дефициту пропускной способности — до 40% для отправлений из Азии в Европу. При этом ожидается, что ставки фрахта повысятся, а рост продолжится в ближайшие недели».
Как показал Шанхайский индекс SCFI, отражающий динамику ставок фрахта на мировые контейнерные перевозки, скачок был особенно значительным в последнюю неделю 2023 года. С 25 по 29 декабря 2023 года рост составил более 40%. Далее рост был более умеренным, но все же значительным — на 7,8% (сравнение с октябрем 2022 года).
В последнем обзоре глобальных фрахтовых ставок HSBC Global Research высказывает опасение, что «нестабильная ситуация в Красном море может привести к задержкам, загруженности в портах в других регионах из-за неопределенных графиков движения судов и нехватки оборудования, вызванной перевалкой пустых контейнеров». Ситуация может еще больше ухудшиться в связи с приближающимся китайским Новым годом.
Кроме того, если кризис не разрешится в ближайшие пару недель, повышенные спотовые ставки могут повлечь за собой рост контрактных ставок, поскольку линейные операторы в данный момент ведут переговоры о своих годовых контрактах с ритейлерами.
Более подробный разбор того, что происходит в Красном море, можно прочитать по ссылке.