В фокусе внимания НТС остаются автономное судовождение, кибербезопасность и энергоэффективность судов
Научно-технический совет (НТС) Российского морского регистра судоходства (РС, Регистр) в 2023 году в рамках секций провел более 20 заседаний, участники обсудили свыше 70 научно-технических тем и выработали более 110 решений. Большинство из них касалось разработки требований для судового радио- и навигационного оборудования, электрического оборудования и автоматизации судов, материалов и методов сварки, а также высокоскоростных, прогулочных, маломерных и спортивно-парусных судов. В фокусе внимания продолжают оставаться такие высокотехнологичные сферы, как автономное судовождение, кибербезопасность, повышение энергоэффективности судов и использование альтернативных видов топлива. Отдельно внимание было акцентировано на задачах созданной в этом году секции НТС «Морская робототехника». Об этом сообщил ученый секретарь Президиума НТС, помощник по научно-технической деятельности Михаил Кутейников.
Итоги года были подведены на ежегодном заседании Президиума НТС Регистра. В мероприятии в очном и дистанционном формате приняли участие представители ведущих научно-исследовательских организаций. В своем приветственном слове генеральный директор РС Сергей Куликов отметил, что заседания Президиума — это возможность в формате свободной дискуссии обмениваться мнениями о результатах работы за год, получать обратную связь от непосредственных пользователей Правил РС и обсуждать перспективные направления развития НТС в соответствии с ключевыми задачами РС и морской индустрии в целом.
В выступлениях докладчиков речь шла о планах по дальнейшему развитию наукоемких направлений деятельности РС и роли НТС в современных условиях, наиболее существенных нововведениях в нормативно-технических документах РС для судов в проектировании, постройке и эксплуатации. Участники обсудили новые требования РС к подводной сварке, снижению уровня подводного шума, разработку Руководства по расчету температуры корпусных конструкций и интенсивности испарения груза из емкостей для газовозов.
Результаты научных исследований, проводимых Регистром, используются не только при совершенствовании требований нормативно-технических документов. В качестве их прикладной реализации приводились примеры внедрения новых программных продуктов и расширение сферы услуг РС. Так, в этом году запущена услуга по оформлению Паспорта ледовой безопасности судна. Наряду с этим была представлена информация об участии РС в проектах, направленных на импортозамещение в сфере мультимодальной транспортировки сжиженного природного газа (СПГ), в рамках которых РС осуществлял техническое наблюдение за проектированием и изготовлением инновационных контейнеров-цистерн.
В завершение участники поддержали предложение РС о проведении в рамках заседаний секций НТС узкоспециализированных форсайт-сессий по особо острым вопросам, участии членов НТС в рассмотрении и выработке решений в отношении актуальных инициатив ИМО, относящихся к компетенции соответствующих секций, а также утвердили план работы на 2024 год.
Классификационное общество Российский морской регистр судоходства (РС, Регистр) ведет историю с 1913 года, работает во всех сферах морской индустрии. Основными целями РС является повышение стандартов безопасности человеческой жизни на море, безопасного плавания судов, надежной перевозки грузов на море и внутренних водных путях; разработка мер и стандартов, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды.
РС осуществляет рассмотрение технической документации, техническое наблюдение за судами в постройке и эксплуатации, выдачу документов, свидетельств и актов на суда и плавучие сооружения, а также на судовые механизмы, оборудование, устройства; обмер судов и плавучих сооружений; техническое наблюдение за выполнением положений международных конвенций; сертификацию промышленной продукции и производств, систем менеджмента качества, экологического менеджмента и управления в области охраны труда и профессиональной безопасности на соответствие требованиям международных стандартов ИСО. РС выполняет техническое наблюдение за контейнерами для генеральных грузов, изотермическими контейнерами, контейнерами-цистернами, контейнерами-платформами, офшорными контейнерами и др.