Перспективные объемы перевозки транзитных грузов должны составить 50-100 млн тонн
Основой грузооборота по Северному морскому пути (СМП) станут не внутренние каботажные, а международные перевозки: для нужд Республики Саха (Якутия) в текущих тенденциях развития грузоперевозки по северному завозу в ближайшее десятилетие не превысят 3-4 млн тонн, в то время как перспективные объемы транзитных грузов должны составить 50-100 млн тонн. Об этом в ходе пресс-конференции 25 декабря заявил глава региона Айсен Николаев, сообщает пресс-служба правительства республики.
Плановый объем грузоперевозок по северному завозу в навигацию 2023 года в Якутии составлял 1,3 млн тонн, передавало ранее ИАА «ПортНьюс».
Глава региона также заявил, что для полноценного развития якутской Арктики и освоения Севморпути необходимо возрождать речные порты арктических населенных пунктов. «По освоению Северного морского пути, развитию опорных пунктов Арктики мы находимся в начале пути. Грузовая база, которая создается на Северном морском пути, будет составлять десятки, а в перспективе и сотни миллионов тонн. Нужно говорить не о развитии, а о восстановлении тех портов и мощностей, которые у нас есть», — сказал Айсен Николаев.
В качестве примера он привел создание Кючусского горнопромышленного кластера, для энергообеспечения которого в Усть-Янском улусе началось строительство атомной станции малой мощности. «По примеру Усть-Куйги мы видим, что в случае активного строительства атомной станции малой мощности нам надо серьезно заниматься реконструкцией речного порта Усть-Куйги. Планы у нас есть. Мы их согласовываем с муниципальными районами, крупными недропользователями. Будем работать», — сказал глава Якутии.
Он также напомнил, что поселок Тикси вошел в число опорных пунктов как аварийно-спасательный центр, имеющий значение для развития Северного морского пути и обороноспособности страны. «Строительство порта Найба недалеко от Тикси должно стать ближайшей перспективой для более активного освоения Арктической зоны Якутии», — добавил Айсен Николаев.
Как ранее сообщало ИАА «ПортНьюс», проект по созданию глубоководного терминала Найба подразумевает расширение акватории морского порта Тикси. Прогнозируемая мощность составляет 30 млн тонн грузов в год. В настоящее время глубина в порту Тикси не превышает 5,8 м, и крупные морские суда вынуждены разгружаться на рейде. Глубина у нового причала в 13 м позволит принимать и обслуживать суда, которые ходят по Северному морскому пути. Расширение порта Тикси позволит сделать навигацию круглогодичной. Доставку грузов по СМП планируется осуществлять судами ледового класса Arc7. Найба также способна стать базой горнопромышленного кластера, возводимого в соседних Усть-Янском и Верхоянском районах.