Порт Балтийск способен принимать шесть паромов, в то время как для нормальной работы сегодня нужно восемь
Для решения проблемы дефицита провозных и портовых мощностей в Калининградской области планируется найти финансирование на новый флот, который могут построить к 2029 году, и попытаться оптимизировать портовую инфраструктуру, найдя финансирование и компромисс с Минобороны. Об этом, как передал корреспондент ИАА «ПортНьюс», рассказал заместитель руководителя Росморречфлота Евгений Тузинкевич на итоговом заседании коллегии ведомства.
По его словам, за 11 месяцев количество грузов, перевезенных на линии Усть-Луга — Балтийск, выросло на 60% — до 3,4 млн тонн, а оборот контейнеров увеличился более чем в шесть раз — с 15,1 тыс. ДФЭ до 102 тыс. ДФЭ. На линии задействовано от 20 до 25 судов общей провозной емкостью 447 тыс. тонн в месяц. Линию обслуживают 10 операторов, в том числе «Северное морское пароходство», FESCO и другие. Однако основные операторы — ФГУП «Росморпорт» и ООО «Оборонлогистика», на чью долю приходится 62% грузооборота. За 11 месяцев 2023 года судами двух предприятий перевезено 2 млн 118 тыс. тонн грузов, в том числе более 27 тыс. вагонов, 19 357 единиц накатной техники, около 26 тыс. ДФЭ, а также 1 620 пассажиров.
На паромной линии работают 4 железнодорожных парома и 2 судна типа Rо-Rо. Суда проекта CNF05 «Амбал» и «Балтийск» вместимостью 115 вагонов, делающие по 5-6 рейсов в месяц, и теплоходы проекта CNF19M «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» вместимостью 68 (58) вагонов, выполняющие по 9-10 рейсов в месяц. Из-за санкционных ограничений в 2023 году на линию были дополнительно привлечены 4 сухогруза для перевозки щебня и 4 танкера для перевозки дизельного топлива.
«Рост издержек из-за переноса грузопотока на морской транспорт компенсируется за счет субсидирования. Летом 2023 года удалось организовать работу дополнительных сухогрузов и танкеров, что позволило высвободить провозные емкости паромов. Дефицита провозных емкостей контейнерных грузов нет. Однако есть потребность в сухогрузах. В целом ситуация напряженная: спрос на перевозки более чем в полтора раза превышает провозные емкости флота. Также нуждается в расширении портовая инфраструктура: мощность порта Балтийск составляет 2,2 млн тонн, порт способен принимать шесть паромов, а для нормальной работы сегодня нужно восемь», — пояснил Евгений Тузинкевич.
Решением этих проблем занимаются власти Калининградской области, Минтранс, Росморречфлот, Росморпорт, РЖД и представители бизнеса. В июле 2022 года был организован штаб по обеспечению транспортной доступности региона, основная задача которого — резервирование провозных емкостей для критически важных грузов.
Что касается расширения портовых мощностей в Калининграде, то в данный момент возникло противоречие между властями области, которые продвигают проект развития паромного комплекса, и Минобороны, которое этот проект не согласовывает. В качестве компромисса на уровне профильных министерств предлагается оптимизировать работу флота, сократив стояночное время в порту до 16 часов, и упорядочив железнодорожные и автомобильные грузы в соответствии со специализацией судов. Такие меры, по оценке Росморречфлота, позволят увеличить провозную способность порта на 30%. Другой вариант — расширение портовой железнодорожной сети. Строительство трех дополнительных путей, по оценке ведомства, увеличит пропускную способность терминала с 220 до 320 вагонов.
«В декабре 2021 года завершены предпроектные работы. Росморречфлот готов реализовать этот проект при соответствующем финансировании. По нашей оценке, стоимость проектных работ составляет около 13,4 млн рублей, реализация проекта сроков в 2 года обойдется в 326,8 млн рублей», — уточнил заместитель руководителя Росморречфлота. Кроме того, Росморречфлот рассчитывает получить финансирование на строительство новых паромов по проекту CNF19M.
«Приоритетный механизм финансирования — выделение Росморречфлоту дополнительных средств из федерального бюджета в рамках госпрограммы социального развития Калининградской области. В настоящее время продолжается работа с Минфином по определению источников финансирования. Целесообразность строительства подтверждена соглашением с Минпромторгом. По предварительному плану суда будет строить завод «Звезда». По информации от компании «Роснефть» сдача трех паромов возможна в 2028-2029 годах», — отметил Евгений Тузинкевич.