Количество перевезенных пассажиров увеличилось на 17,6% — до 10,7 млн человек
Грузоперевозки по внутренним водным путям (ВВП) России в 2023 году снизились на 6,4% по сравнению с прошлым годом и составили 108,8 млн тонн. Это, с одной стороны, связано с международными экономическими санкциями, а, с другой стороны, с внутренними причинами, включая переориентацию грузов на наземные виды транспорта после завершения строительства крупных проектов. Об этом, как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», рассказал заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов на итоговой коллегии ведомства.
В Двинско-Печорском бассейне грузоперевозки по итогам 2023 году упали на 21,5% из-за ограничения на экспортные поставки лесных грузов и материалов, в Ленском бассейне — на 11,4% из-за перераспределения поставок на автомобильный и железнодорожный транспорт, в Беломорско-Онежском бассейне — на 10,5% из-за завершения строительства автодороги М-12, в Волго-Балтийском бассейне — на 10,1% из-за санкционного перехода лесных и строительных грузов на другие виды транспорта, в Московском бассейне — на 9% из-за снижения поставок стройматериалов, связанного с закрытием Северного грузового терминала и в целом со столичной стратегией переноса портов за пределы города, в Енисейском бассейне — на 2,7% из-за значительного снижения поставок песка в Норильск, которые ранее достигали около 2 млн тонн.
Часть речных бассейнов показала рост: Амурский — на 13,1% (за счет строительных грузов, зерна и продуктов перемола), Камский — на 9,3% (нефть, строительные грузы, металлы и металлопродукция, соль), Байкало-Ангарский — на 4,9% (лесные грузы, паромные перевозки авто и спецтехники), Волжский — на 4,6% (зерно, металлы, строительные грузы), Обь-Иртышский — на 2,9% (песок, щебень), Азово-Донской — на 1,8%, Волго-Донской — на 0,5% (оба — зерно, стройматериалы, нефть, сера).
Количество грузов, доставленных в районы крайнего севера, сократилось на 8,4% и составило 16,2 млн тонн. Снижение показателя связано с переходом грузов на железную дорогу. В то же время грузоперевозки по северному завозу выросли на 0,9% и достигли 1,65 млн тонн.
По мнению замруководителя Росморречфлота, нынешний спад помимо экономических причин связан с маловодностью ВВП и носит временный характер. Так, уже в 2024 году прогнозируется рост грузопотока на 13% — до 123 млн тонн.
Пассажирские перевозки по ВВП, напротив, показывают существенный рост. По данным Росморречфлота, в 2023 году количество пассажиров, перевезенных по внутренним водным путям, выросло на 17,6% — до 10,7 млн человек. В Амурском бассейне рост составил 130%, в Волжском — 37,9%, Московском — 26,1%, Волго-Балтийском — 22,8%, Камском — 16,4%. В навигацию работало 85 круизных судов вместимостью от 90 до 330 человек, количество пассажиров круизных судов по итогам года «может превысить 400 тыс. человек». Общий прогноз ведомства на рынок пассажирских перевозок в 2024 году составляет 14,7 млн человек (+37%).
По словам Константина Анисимова, дальнейшему росту пассажиропотока будет способствовать развитие межрегиональных проектов, включая «Речные магистрали» от Городца до Ульяновска с использованием судов на подводных крыльях (сейчас программа в стадии разработки). Положительную динамику также обеспечит проект развития озера Байкал, рассчитанный на пассажиропоток в 390 тыс. человек и подразумевающий строительство нескольких судов: двух гибридных судов проекта «Байкал» от компании «Водоходъ», которые планируется запустить в 2026 году, и трех судов компании «Восточно-Сибирское речное пароходство» (два катамарана проекта НSC150B, завершение строительства в 2024 году, и круизное судно проекта RPV8714, завершение строительства в 2026 году), а также установку трех пунктов для сбора отходов.