1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Суд отказал Росприроднадзору в иске к властям Краснодарского края по делу о подъеме брошенного судна Roksolana 2

19 декабря 2023   12:34

Суд отказал Росприроднадзору в иске к властям Краснодарского края по делу о подъеме брошенного судна Roksolana 2

Сухогруз, в течение 10 лет находящийся в порту Новороссийск, причинил вред Черному морю в размере 151 млн рублей

Фото из Telegram главы Росприроднадзора Светланы Радионовой

Арбитражный суд Краснодарского края отказался удовлетворить иск Черноморско-Азовского морского управления Росприроднадзора к субъекту РФ в лице министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края. Природоохранное ведомство полагало, что бездействие властей по подъему и удалению брошенного иностранного сухогруза Roksolana 2 причинило вред Черному морю в размере более 151 млн рублей и требовало возместить эту сумму, говорится в материалах суда.

Судно Roksolana 2 (флаг Сент-Винсент и Гренадины, порт приписки Кингстон) прибыло в морской порт Новороссийск в декабре 2013 года, а с 2014 года собственник судна MED Global Logistics и судовладелец Morline Group не обеспечивали необходимое техническое состояние и безопасность сухогруза. После того как компании прекратили снабжение судна и выплаты заработной платы, экипаж покинул борт теплохода. В июле 2017 года на «Роксолане 2» произошел пожар, в результате частично или полностью выгорели помещения в надстройке судна. Сухогруз отшвартовали к причалу №1 ПАО «НМТП» морского порта Новороссийск.

Как указал истец, местонахождение брошенного судна препятствует эксплуатации и ремонту причала, затрудняет строительство и реконструкцию универсального перегрузочного комплекса (УПК) АО «Новороссийский судоремонтный завод» (НСРЗ). В связи с этим в октябре 2022 года врио капитана морского порта Новороссийск издал распоряжение об удалении затонувшего теплохода, а год спустя, в ноябре 2022 года, капитан порта — требование в адрес администрации Краснодарского края. В соответствии с ним до 23 января 2023 года необходимо было разработать документацию по удалению морского судна из акватории морпорта и до 23 ноября 2023 года транспортировать или утилизировать его любым безопасным способом.

Одновременно с этим, в декабре 2022 года, управление Росприроднадзора провело выездное обследование акватории Черного моря в районе оставленного сухогруза и установило, что работы, связанные с удалением судна, не ведутся. Анализ взятых проб воды на количественное содержание нефтепродуктов и железа показал превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ.

«Полагая, что судно Roksolana 2 оказывает негативное воздействие на окружающую среду (водный объект Черное море), является отходом производства и потребления, Черноморско-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в арбитражный суд с иском о возмещении вреда. Заявленные требования обоснованы истцом как убытки, причиненные водному объекту, в связи с ненадлежащим выполнением субъектом РФ своих обязанностей в части удаления затонувшего имущества», — сказано в решении арбитража.

Однако, как посчитал суд, истец не доказал, что вред возник в результате действий (бездействия) именно ответчика, а не иного лица, так как с 2013 года по 2022 год обязанность по удалению затонувшего имущества существовала исключительно у собственника судна и администрации морского порта и не относилась к обязанности субъекта РФ. Обязанность ответчика по удалению затонувшего судна возникла только с 1 марта 2022 года. Суд также установил, что ответчик не бездействовал, а напротив, с 2022 года предпринял меры по удалению брошенного сухогруза. Так, министерством транспорта РФ принят приказ от 2 июня 2023 года №200, которым утвержден перечень затонувшего имущества, удаление которого является обязательным. В пункте 201 документа указаны Roksolana 2 и планируемый срок его подъема и удаления — 2025 год.

На основе этих фактов суд принял решение отказать в удовлетворении исковых требований.

Теплоход Roksolana 2 построен в 1988 году на судоверфи VEB Elbewerften Boizenburg (Германия). Длина судна — 78,68 м, ширина — 11,6 м, высота надводного борта — 4 м, валовая вместимость — 1698 тонн, тип судна — сухогруз.