Отсутствие портофлота и судов для вывоза ресурсов создает риски для реализации ключевых арктических проектов
С точки зрения морского судоходства не решены инфраструктурные проблемы
Основные риски для ключевых арктических проектов с точки зрения морского судоходства создает отсутствие грузовых судов для вывоза ресурсов и полное отсутствие портофлота. Такое мнение на ХI международном форуме «Арктические проекты сегодня и завтра» высказал директор консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев, передает корреспондент ИАА «ПортНьюс».
Говоря о матрице рисков, он выделил две группы арктических проектов — действующие и строящиеся. По данным Михаила Григорьева, много вопросов возникает именно по строящимся проектам.
«По сути, не решены инфраструктурные проблемы с точки зрения морского судоходства. Первое — это отсутствие грузовых судов, второе — полное отсутствие портофлота. Для Восток Ойла — «Бухта Север» и для Сырадасайского месторождения — «Терминал Енисей» о портофлоте вообще речи нет. Грузовых судов для этих двух проектов не строится», — охарактеризовал ситуацию Михаил Григорьев.
В качестве примера он рассказал о сложностях с реализацией проекта «Северная звезда». По его информации, в 2023 году с проекта планировалось вывезти 1,8 млн тонн угля. По факту было вывезено 200 тыс. тонн, включая ноябрь. «Поэтому план о перевозке 3,5 млн тонн в 2024 году вызывает большое сомнение. Для этого проекта не построено ни одного грузового судна. Но в октябре правительство издало распоряжение о привлечении 23 судов на условиях фрахта для вывоза угля из порта Диксон в 2024 году», — сказал Михаил Григорьев.
По его словам, привлечении балкеров под иностранными флагами позволит обеспечить вывоз угля в 2024 году в летне-осеннюю навигацию (июль — середина ноября). То есть в круглогодичную навигацию перевозки угля смогут обеспечивать только три судна арктических ледовых классов Arc4 (Handy) и 2 судна Arc5 (Capesize).
Другой проект — Восток Ойл имеет схожие проблемы, считает Михаил Григорьев. «Меня веселило что заявлено 30 млн тонн нефти с 2024 года. Но даже при коротком плече на Мурманск этот объем может быть вывезен 10 танкерами Suezmax, которые будут построены в 2027 году. То есть, очевидно, что есть разрыв по времени. <…>. В идеале, если все будет построено в 2024 году, мы будем иметь дело с половиной объемов — это около 8 млн тонн. Но дело в том, что возить это нечем. Заявлено и анонсировано строительство 10 танкеров. В 2024 году должно быть построено первое судно, группировка будет построена к 2027 году» — привел пример Михаил Григорьев.