За последние полтора года произошла трансформация основных рынков, которые формируют грузовую базу арктического судопотока
Объем экспортных российских грузов, поставляемых по Севморпути на мировой рынок, в 2023 году составил 2,1 млн тонн. Об этом на ХI международном форуме «Арктические проекты сегодня и завтра» сообщил директор консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев, передает корреспондент ИАА «ПортНьюс».
Он пояснил, что с юридической точки зрения транзит грузов по СМП теперь следуют называть не транзитными, а экспортными поставками российских грузов.
«В 2023 году объем транзита грузов по Северному морскому пути составил 2,1 млн тонн, фактически он сравнялся с показателем 2021 года. Но если в 2021 году этот объем был международным транзитом, то в 2023 году международного транзита на СМП у нас нет. Есть экспортные поставки российских грузов на мировой рынок, которые производились из портов Балтики, Мурманска. Часть перевозок было выполнено в каботаже», — пояснил Михаил Григорьев.
Говоря о грузовой базе экспортных поставок, он уточнил, что за последние полтора года произошла трансформация наших основных рынков, которые формируют грузовую базу арктического судопотока. Помимо СМП целесообразно включать в него два терминала Печорского моря — Варандей и Приразломная, а также порт Беринговский, который достаточно успешно развивается при сезонной отгрузке угля.
«Для угля и российской танкерной нефти европейский и американский рынки закрыты. Также достаточная сложная коллизия с поставкой СПГ в европейские порты, так как ЕС издал несколько дней назад директиву относительно того, что страны Евросоюза могут сами принимать решение о предоставлении береговой инфраструктуры для обработки судов с арктическим СПГ. Проблемы возникают, не очень большие, но очевидные у «Норникеля» с североамериканским и европейским рынками, поэтому компания ориентируется на перевалку в Танжире. В этой связи единственный ожидаемый рынок поставок — азиатский. На него можно зайти морем через две «двери». Первый — по СМП на Восток, второй — по южному пути через Суэцкий канал», — рассказал Михаил Григорьев.
Также он отметил, что недавно еще две организации, реализующие арктические проекты, столкнулись с санкционным давлением, что приведет к изменению рынков поставок их грузов: «Сначала это была «Северная звезда», которая реализует проект Сырадасайского угольного месторождения на западном Таймыре и меньше месяца назад «Арктик СПГ-2» попали в SDN-лист министерства финансов США, что приводит к блокированию их работы с традиционными партнерами».